cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1


Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н
"Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог -психолог (психолог в
сфере образования)"
(Зарегистрировано в Минюсте России
18.08.2015 N 38575)
Документ предоставлен КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Дата сохранения: 09.06.2020

Страница 2

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 2 из 39

Источник публикации
Официальный интернет -портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.08.2015
Примечание к документу
Начало действия документа - 31.08.2015.
В соответствии с пунктом 2 профессиональный стандарт, утвержденный данным документом,
применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом,
при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке
должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Название документа
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сфере
образования)"
(Зареги стрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)

Страница 3

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 3 из 39


Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 24 июля 2015 г. N 514н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ПЕДАГОГ -ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)"

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и примен ения
профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N
4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый проф ессиональный стандарт "Педагог -психолог (психолог в сфере
образования)".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог -психолог (психолог в сф ере
образования)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении
персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых
договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января
2017 года.

Министр
М.А.ТОПИЛИН





Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 24 июля 2015 г. N 514н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПЕДАГОГ -ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)

509
Регистрационный
номер

Страница 4

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 4 из 39


I. Общие сведения

Деятельность по психолого -педагогическому сопровождению
образовательного процесса
01.002
(наименование вида профессиональной деятельности) Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Психолого -педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных
организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и
дополнительных образовательных программ; оказание психолого -педагогической помощи
лицам с ог раниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе
несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые
предусмотрены уголовно -проце ссуальным законодательством, подозреваемыми,
обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или
свидетелями преступления

Группа занятий:

2320 Преподаватели в средней
школе
2445 Психологи
3310 Преподавательский
персонал начального
образования
3320 Персонал дошкольного
воспитания и обучения
3330 Преподавательский
персонал специального
обучения
- -
(код ОКЗ <1> ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

85.11 Образование дошкольное
85.12 Образование начальное общее
85.13 Образование основное общее
85.14 Образование среднее общее
85.2N Образование профессиональное среднее

Страница 5

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 5 из 39

85.22 Образование высшее
85.30 Обучение профессиональное
85.4 Образование дополнительное
(код ОКВЭД <2> ) (наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень
квалиф
икации
наименование код уровень
(подуровень)
квалификации
A Психолого -педагог
ическое
сопровождение
образовательного
процесса в
образовательных
организациях
общего,
профессиональног
о и
дополнительного
образования,
сопровождение
основных и
дополнительных
образовательных
программ
7 Психолого -педагогическое и
методическое сопровождение
реализации основных и
дополнительных
образовательных программ
A/01.7 7
Психологическая экспертиза
(оценка) комфортности и
безопасности
образовательной среды
образовательных организаций
A/02.7 7
Психологическое
консультирование субъектов
образовательного процесса
A/03.7 7
Коррекционно -развивающая
работа с детьми и
обучающимися, в том числе
работа по восстановлению и
реабилитации
A/04.7 7
Психологическая диагностика
детей и обучающихся
A/05.7 7
Психологическое
просвещение субъектов
образовательного процесса
A/06.7 7
Психопрофилактика A/07.7 7

Страница 6

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 6 из 39

(профессиональная
деятельность, направленная
на сохранение и укрепление
психологического здоровья
обучающихся в процессе
обучения и воспитания в
образовательных
организациях)
B Оказание
психолого -педагог
ической помощи
лицам с
ог раниченными
возможностями
здоровья,
испытывающим
трудности в
освоении основных
общеобразовательн
ых программ,
развитии и
социальной
адаптации, в том
числе
несовершеннолетн
им обучающимся,
признанным в
случаях и в
порядке, которые
предусмотрены
уголовно -проце ссу
альным
законодательством
, подозреваемыми,
обвиняемыми или
подсудимыми по
уголовному делу
либо являющимся
потерпевшими или
свидетелями
преступления
7 Психологическое
просвещение субъектов
образовательного процесса в
области работы по поддержке
лиц с огра ниченными
возможностями здоровья,
детей и обучающихся,
испытывающих трудности в
освоении основных
общеобразовательных
программ, развитии и
социальной адаптации
B/01.7 7
Психологическая
профилактика нарушений
поведения и отклонений в
развитии лиц с
ограниченными
возможностями здоровья,
детей и обучающихся,
испытывающих трудности в
освоении основных
общеобразовательных
программ, развитии и
социальной адаптации
В/02.7 7
Психологическое
консультирование лиц с
ограниченными
возможностями здоровья и
обучающихся,
испытывающих трудности в
освоении основных
общеобразовательных
программ, развитии и
социальной адаптации
В/03.7 7
Психологическая коррекция В/04.7 7

Страница 7

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 7 из 39

поведения и развития детей и
обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья, а
также обучающихся,
испытывающих трудности в
освоении основных
общеобразовательных
программ, развитии и
социальной адаптации
Психологич еская диагностика
особенностей лиц с
ограниченными
возможностями здоровья,
обучающихся,
испытывающих трудности в
освоении основных
общеобразовательных
программ, развитии и
социальной адаптации, в том
числе несовершеннолетних
обучающихся, признанных в
случа ях и в порядке, которые
предусмотрены
уголовно -процессуальным
законодательством,
подозреваемыми,
обвиняемыми или
подсудимыми по уголовному
делу либо являющихся
потерпевшими или
свидетелями преступления, по
запросу органов и
учреждений системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений
несовершеннолетних
B/05.7 7

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наимено
вание
Психолого -педагогическое сопровождение
образовательного процесса в
образовательных организациях общего,
Код A Уровень
квалификации 7

Страница 8

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 8 из 39

профессионального и дополнительного
образования, сопровождение основных и
дополнительных образовательных программ

Происхо ждение
обобщенной трудовой
функции
Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Возможные
наименования
должностей, профессий
Психолог
Педагог -психолог
Психолог образовательной организации

Требования к
профессиональному
образованию и
обучению
Высшее образование по профильным направлениям
Требования к опыту
практической работы
-
Особые условия допуска
к работе
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость
за преступления, сост ав и виды которых установлены
законодательством Российской Федерации <3>
Другие характеристики -

Дополнительные характеристики

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности
(профессии) или специальности
ОКЗ 2320 Преподаватели в средней школе
2445 Психологи
3310 Преподавательский персонал начального
образования
3320 Персонал дошкольного воспитания и обучения

Страница 9

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 9 из 39

3330 Преподавательский персонал специального
обучения
ЕКС <4> - Педагог -психолог, психолог
ОКПДТР <5> 25484 Педагог -психолог
ОКСО <6> 0303 Психология
050706 Педагогика и психология
050716 Специальная психология
050717 Специальная дошкольная педагогика и психология

3.1.1. Трудовая функция

Наимено
вание
Психолого -педагогическое и методическое
сопровождение реализации основных и
дополнительных образовательных программ
Код A/01.7
Уровень
(подуровень)
квалификации
7

Происхождение
трудовой функции Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия Формирование и реализация планов развивающей работы с
обучающимися с учетом их индивидуально -психологических
особенностей
Разработка программ развития универсальных учебных действий,
программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников,
коррекционных программ
Разработка психологических рекомендац ий по формированию и
реализации индивидуальных учебных планов для творчески
одаренных обучающихся и воспитанников
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов
обучающихся с учетом их психологических особенностей
Разработка и реализаци я мониторинга личностной и метапредметной
составляющей результатов освоения основной общеобразовательной

Страница 10

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 10 из 39

программы, установленной федеральными государственными
образовательными стандартами
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы,
журна лы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые
умения
Использовать качественные и количественные методы
психологического обследования
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований
Анализировать возможности и ограничения используемых
педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом
возрастного и психофизического развития обучающихся
Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию
образовательной среды, об еспечивающей преемственность
содержания и форм организации образовательного процесса по
отношению ко всем уровням реализации основных
общеобразовательных программ
Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов
освоения основной общеобразова тельной программы с
использованием современных средств
информационно -коммуникационных технологий (ИКТ)
Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные
программы, направленные на развитие психолого -педагогической
компетентности педагогических и административных работников,
родителей (законных представителей) обучающихся
Владеть приемами препод авания, организации дискуссий, проведения
интерактивных форм занятий
Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и
выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и
воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и
психофизич ескими особенностями
Необходимые
знания
Методология психолого -педагогической науки, основы возрастной и
педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и
психологии
Методологические основы организации и проведения мониторинга
личностных и м етапредметных результатов освоения основной
общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях
общего образования
Теория и методы организации психологического исследования

Страница 11

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 11 из 39

Методы статистического анализа данных психологического
исследования
Методы верификации результатов исследования
Методы интерпретации и представления результатов исследования
Методологические основы проектирования образовательной среды,
основы психодидактики
Методы организационно -методического сопровождения основных
общеобразовательных программ
Профессиональная этика
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и
образования детей
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство
Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и
осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
Другие
характеристики
-

3.1.2. Трудовая функция

Наимено
вание
Психологическая эксп ертиза (оценка)
комфортности и безопасности
образовательной среды образовательных
организаций
Код A/02.7
Уровень
(подуровень)
квалификации
7

Происхождение
трудовой функции Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые Психологический мониторинг и анализ эффективности использования

Страница 12

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 12 из 39

действия методов и средств образовательной деятельности
Психологическая экспертиза программ развития образовательной
организации с целью определения степени безопасности и комфортности
образовательной среды
Консультирование педагогов и преподавателей образовательных
организаций при выборе образовательных техн ологий с учетом
индивидуально -психологических особенностей и образовательных
потребностей обучающихся
Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в
проектной деятельности по совершенствованию образовательного
процесса
Ведение професси ональной документации (планы работы, протоколы,
журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые
умения
Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по
организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и
обучающихся между со бой
Владеть приемами повышения психолого -педагогической
компетентности родителей (законных представителей), педагогов,
преподавателей и администрации образовательной организации
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями
индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося
Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного
процесса совместно с педагогическим коллективом
Разрабатывать и реализовывать программы психологического
сопровождения инновационных процессов в образовательной
организации, в том числе программы поддержки объединений
обучающихся и ученического самоуправления
Владеть мето дами психологической оценки параметров образовательной
среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных
технологий
Необходимые
знания
История и теория проектирования образовательных систем
Теории и методы педагогической психологии, история и теории
организации образовательного процесса
Методы психолого -педагогической диагностики, используемые в
мониторинге оценки качества результатов и содержания

Страница 13

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 13 из 39

образовательного процесса
Процедуры и мет оды интерпретации и представления результатов
психолого -педагогического обследования
Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в
том числе комфортности и психологической безопасности
образовательной среды
Международные нормы и дог оворы в области прав ребенка и
образования детей
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство
Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления
профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
Другие
характеристики
-

3.1.3. Трудовая функция

Наимено
вание
Психологическое конс ультирование субъектов
образовательного процесса Код A/03.7
Уровень
(подуровень)
квалификации
7

Происхождение
трудовой функции Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые
действия
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания,
профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам
взаимоотношений в коллективе и другим вопросам
Консультирова ние администрации, педагогов, преподавателей и других
работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений
в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам

Страница 14

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 14 из 39

Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и
реализ ации индивидуальных программ для построения индивидуального
образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам
взаимоотношений с обучаю щимися, их развития, профессионального
самоопределения и другим вопросам
Консультирование администрации образовательной организации,
педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по
психологическим проблемам обучения, воспитания и развит ия
обучающихся
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы,
журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые
умения
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью
организации эффективных взаимодейств ий, обучающихся и их общения в
образовательных организациях и в семье
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями
индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося
Владеть сп особами оценки эффективности и совершенствования
консультативной деятельности
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по
вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного
выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания,
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
Необходимые
знания
Современные теории и методы консультирования
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности
обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития
Этические нормы организации и проведения консультативной работы
Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров)
для информирования субъектов образовательного процесса о способах
получения отраслевой психолого -педагогической, медицинско й и
социальной помощи
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования
детей
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство

Страница 15

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 15 из 39

Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
Нормативные правовые акты, касающ иеся организации и осуществления
профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
Другие
характеристики
-

3.1.4. Трудовая функция

Наимено
вание
Коррекционно -развивающая работа с детьми и
обучающимися, в том числе работа по
восстановлению и реабилитации
Код A/04.7
Уровень
(подуровень)
квалификации
7

Происхождение
трудовой функции Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия Разработка и реализация планов проведения коррекционно -
развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на
развитие интеллектуальной, эмоционально -волевой сферы,
познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в
сфере общения, преод оление проблем в общении и поведении
Организация и совместное осуществление педагогами,
учителями -дефектологами, учителями -логопедами, социальными
педагогами психолого -педагогической коррекции выявленных в
психическом развитии детей и обучающихся недоста тков,
нарушений социализации и адаптации
Формирование и реализация планов по созданию образовательной
среды для обучающихся с особыми образовательными
потребностями, в том числе одаренных обучающихся
Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивид уальных
образовательных маршрутов для обучающихся
Ведение профессиональной документации (планы работы,
протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Страница 16

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 16 из 39

Необходимые
умения
Контролировать ход психического развития обучающихся на
различных уровнях образования различных типов образовательных
организаций
Разрабатывать программы коррекционно -развивающей работы
Применять стандартные методы и приемы наблюдения за
нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим
развитием детей и обучающихся
Проводить коррекционно -развивающие занятия с обучающимися и
воспитанниками
Оценивать эффективность коррекционно -развивающей работы в
соответствии с выделенными критериями
Необходимые знания Современные теории, направления и практики
коррекционно -развив ающей работы
Современные техники и приемы коррекционно -развивающей работы
и психологической помощи
Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том
числе с особыми образовательными потребностями
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать
коррекционно -развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с
другими специалистами (учителями -дефектологами,
учителями -логопедами)
Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения
группо вой коррекционно -развивающей работы
Способы и методы оценки эффективности и совершенствования
коррекционно -развивающей работы
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и
образования детей
Трудовое законодательство Российской Федерации,
за конодательство Российской Федерации в сфере образования и прав
ребенка
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и
осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования

Страница 17

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 17 из 39

Другие
характеристики
-

3.1.5. Трудовая функция

Наимено
вание
Психологическая диагностика детей и
обучающихся Код A/05.7
Уровень
(подуровень)
квалификации
7

Происхождение
трудовой функции Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия Психологическая диагностика с использованием современных
образовательных технологий, включая информационные
образовательные ресурсы
Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики
психического развития, определение лиц, нуждающихся в
психологической помощи
Составление психолого -педагогических заключений по результатам
диагностического обследования с целью ориентации п едагогов,
преподавателей, администрации образовательных организаций и
родителей (законных представителей) в проблемах личностного и
социального развития обучающихся
Определение степени нарушений в психическом, личностном и
социальном развитии детей и обу чающихся, участие в работе
психолого -медико -педагогических комиссий и консилиумов
Изучение интересов, склонностей, способностей детей и
обучающихся, предпосылок одаренности
Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса
диагностических меропри ятий по изучению способностей,
склонностей, направленности и мотивации, личностных,
характерологических и прочих особенностей в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами
общего образования соответствующего уровня

Страница 18

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 18 из 39

Ве дение профессиональной документации (планы работы, протоколы,
журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые
умения
Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий,
адекватный целям исследования
Планировать и проводить диагностичес кое обследование с
использованием стандартизированного инструментария, включая
обработку результатов
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности
или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным
условиям
Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью
определения направлений оказания психологической помощи
Осуществлять социально -психологическую диагностику особенностей
и уровня группового развития формальных и неформальных
коллективов обучающихся, диагностику социально -психологического
климата в коллективе
Ди агностировать интеллектуальные, личностные и
эмоционально -волевые особенности, препятствующие нормальному
протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с
педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции
Проводить мониторинг личностных и метапредметных
образовательных результатов обучающихся в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования соответствующего уровня
Осуществлять диагностику одаренности, структуры способност ей
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования
диагностической деятельности, составления психологических
заключений и портретов личности обучающихся
Необходимые
знания
Теория, методология психодиагностики, классификация
психодиагностическ их методов, их возможности и ограничения,
предъявляемые к ним требования
Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и
развивающие задачи
Методы сбора, обработки информации, результатов психологических
наблюдений и диагностики
Методы математической обработки результатов психологической

Страница 19

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 19 из 39

диагностики
Способы интерпретации и представления результатов
психодиагностического обследования
Психология личности и социальная психология малых групп
Международные нормы и договоры в обла сти прав ребенка и
образования детей
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство
Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и
осуществления профессиональной деятельност и
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
Другие
характеристики
-

3.1.6. Трудовая функция

Наимено
вание
Психологическое просвещение субъектов
образовательного процесса Код A/06.7
Уровень
(подуровень)
квалификации
7

Происхождение
трудовой функции Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации
образовательных организаций с современными исследованиями в
области психологии дошкольного, младшего школьного,
подросткового, юношеского возраста
Информирование субъектов образовательного процесса о формах и
результатах своей профессиональной деятельности
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации
образовательных организаций и родителей (законных

Страница 20

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 20 из 39

представителей) с основными условиями психического развития
ребенка (в рамках консультирован ия, педагогических советов)
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации
образовательных организаций с современными исследованиями в
области профилактики социальной адаптации
Просветительская работа с родителями (законными
представителями) по принятию особенностей поведения,
миропонимания, интересов и склонностей, в том числе
одаренности ребенка
Информирование о факторах, препятствующих развитию личности
детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им
различного вида психологическо й помощи
Ведение профессиональной документации (планы работы,
протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Осуществлять психологическое просвещение педагогов,
преподавателей, администрации образовательной организации и
родителей (законных представителей) по вопросам психического
развития детей и обучающихся
Разрабатывать и реализовывать программы повышения
пс ихологической компетентности субъектов образовательного
процесса, работающих с различными категориями обучающихся
Применять методы педагогики взрослых для психологического
просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с
целью повышения их психологической культуры
Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций
Необходимые знания Задачи и принципы психологического просвещения в
образовательной организации с учетом образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей об учающихся
Формы и направления, приемы и методы психологического
просвещения с учетом образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей обучающихся
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых
участников образовательного процесса, работающих с различными
категориями обучающихся
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и
образования детей

Страница 21

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 21 из 39

Трудовое законодательство Российской Фе дерации,
законодательство Российской Федерации в сфере образования и
прав ребенка
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и
осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
Другие
характеристики
-

3.1.7. Трудовая функция

Наимено
вание
Психологическая профилактика
(профессиональная деятельность,
направленная на сохранение и укрепление
психологического здоровья обучающихся в
процессе обучения и воспитания в
образовательных организациях)
Код A/07.7
Уровень
(подуровень)
квалификации
7

Происхождение
трудовой функции Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие
личности обучающихся
Разработка психологических рекомендаций по проектированию
образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного
развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для
своевременного предупреждения нарушений в развитии и
становлении личности, ее афф ективной, интеллектуальной и
волевой сфер
Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных
мероприятий по профилактике возникновения социальной
дезадаптации, аддикций и девиаций поведения
Разъяснение субъектам образовательного процесса необ ходимости

Страница 22

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 22 из 39

применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов
их применения
Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по
вопросам психологической готовности и адаптации к новым
образовательным условиям (поступление в дошкольн ую
образовательную организацию, начало обучения, переход на новый
уровень образования, в новую образовательную организацию)
Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по
вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных
обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и
аддиктивными проявлениями в поведении
Ведение профессиональной документации (планы работы,
протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Планировать и организовывать работу по предупреждению
возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии
обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в
трудные жизненные ситуации
Разрабатывать психологические рекомендации по соблюден ию в
образовательной организации психологических условий обучения и
воспитания, необходимых для нормального психического развития
обучающихся на каждом возрастном этапе
Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным
представителям), воспитателя м и другим работникам
образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в
адаптационный, предкризисный и кризисный периоды
Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков
общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развити ю
навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде
Необходимые знания Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и
индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы
адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей,
подростков и молодежи к условиям образовательных организаций
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и
молодежи
Современные теории формирования и поддержания благоприятного
социально -психологического климата в коллективе, технологии и
способы проектирования безопасной и комфортной
образовательной среды

Страница 23

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 23 из 39

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности
об учающихся в соответствии с возрастными особенностями их
развития
Теории и методы предотвращения "профессионального выгорания"
специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и
снятия психологической перегрузки педагогического коллектива
Осно вы возрастной физиологии и гигиены обучающихся,
обеспечения их безопасности в образовательном процессе
Превентивные методы работы с обучающимися "группы риска" (из
неблагополучных семей, находящихся в состоянии
посттравматического стрессового расстройств а, попавших в
трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим
формам аутоагрессии)
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и
образования детей
Трудовое законодательство Российской Федерации,
законодательство Российской Федерации в сфере образования и
прав ребенка
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и
осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
Другие
характеристики
-

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наимен
ование
Оказание психолого -педагогической помощи
лицам с ограниченными возможностями здоровья,
испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации, в том числе
несо вершеннолетним обучающимся, признанным
в случаях и в порядке, которые предусмотрены
уголовно -процессуальным законодательством,
подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми
по уголовному делу либо являющимся
потерпевшими или свидетелями преступления
Код B Уровень
квалификации 7

Страница 24

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 24 из 39

Происхождение
обобщенной трудовой
функции
Оригинал X Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Возможные
наименования
должностей, профессий
Психолог
Педагог -психолог
Психолог образовательной организации

Требования к
профессиональному
образованию и обучению
Высшее образование по профильным направлениям
Требования к опыту
практической работы
-
Особые условия допуска
к работе
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие
судимость за преступления, состав и виды которых установлены
законодательством Российской Федерации
Другие характеристики -

Дополнительные характеристики

Наименование
документа
Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или
специальности
ОКЗ 2320 Преподаватели в средней школе
2445 Психологи
3310 Преподавательский персонал начального образования
3320 Персонал дошкольного воспитания и обучения
3330 Преподавательский персонал специального обучения
ЕКС - Педагог -психолог, психолог
ОКПДТР 25484 Педагог -психолог
ОКСО 030301 Психология

Страница 25

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 25 из 39

050706 Педагогика и психология
050711 Социальная педагогика
050716 Специальная психология
050717 Специальная дошкольная педагогика и психология
050718 Специальная педагогика в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях

3.2.1. Трудовая функция

Наимено
вание
Психологическое просвещение субъектов
образовательного процесса в области работ ы
по поддержке лиц с ограниченными
возможностями здоровья, детей и
обучающихся, испытывающих трудности в
освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации
Код B/01.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
7

Происхождение
трудовой функции Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые
действия
Ознакомление педагогов, преподават елей и администрации
образовательных организаций и организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, с современными исследованиями в
области психологии дошкольного, младшего школьного,
подросткового, юношеского возраста лиц с ограниченными
возможно стями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним
обучающимся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или
подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями
преступления
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации
образовательных организаций и организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, а также родителей (законных
представителей) с основными усл овиями психического развития лиц с

Страница 26

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 26 из 39

ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся,
испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации (в рамках
консультирования, педагогических советов)
Про светительская работа с родителями (законными представителями)
лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся,
испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации, в том числе
несовершенн олетних обучающихся, признанных в установленном
порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся
потерпевшими или свидетелями преступления
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации
образовательных организаций с современными исследованиям и в
области профилактики социальной адаптации, в том числе
несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном
порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся
потерпевшими или свидетелями преступления
Помощь в формировании психологической кул ьтуры субъектов
образовательного процесса
Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с
ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся,
испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и соци альной адаптации, в том числе
несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном
порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся
потерпевшими или свидетелями преступления
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы,
журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые
умения
Осуществлять психологическое просвещение педагогов,
преподавателей, администрации образовательной организации и
родителей (зак онных представителей) по вопросам психического
развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и
обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в
том числе несовершеннолетни х обучающихся, признанных в
установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо
являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Информировать субъектов образовательного процесса о факторах,
препятствующих развитию личности лиц с ограниченными
во зможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ,

Страница 27

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 27 из 39

развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних
обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или
подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями
преступления
Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по
повышению психологической компетентности субъектов
образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными
возможностями здоровья , детьми и обучающимися, испытывающими
трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними
обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми
или подсудимыми, либо являющихс я потерпевшими или свидетелями
преступления
Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций
Необходимые
знания
Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной
организации с учетом особенностей лиц с ограниченными
возмож ностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних
обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или
подсудимыми, либ о являющихся потерпевшими или свидетелями
преступления
Формы и направления, приемы и методы психологического
просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными
возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптаци и, испытывающих трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся,
признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми,
либо являющихся потерпевшими или свидет елями преступления
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов
образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными
возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими
трудности в освоении основных общеобразовательны х программ,
развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними
обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми
или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями
преступления
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и
образования детей

Страница 28

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 28 из 39

Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство
Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и
осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
Другие
характеристики
-

3.2.2. Трудовая функция

Наиме
новани
е
Психологическая профилактика нарушений
поведения и отклонений в развитии лиц с
ограниченными возможностями здоровья,
детей и обучающихся, испытывающих
трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации
Код B/02.7
Ур овень
(подуровень)
квалификации
7

Происхождение
трудовой функции Оригинал u Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности
лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и
обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в
том числе несоверше ннолетних обучающихся, признанных в
установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо
являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и особых образовательных потре бностей
Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и
обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в

Страница 29

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 29 из 39

том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в
установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо
являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Разработка предложений п о формированию сберегающих здоровье
образовательных технологий, здорового образа жизни
Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по
вопросам психологической готовности к переходу на следующий
уровень образования лиц с ограниченными возм ожностями здоровья,
детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной
адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся,
признанных в установленном порядке обвиняемыми или
подсудимыми, л ибо являющихся потерпевшими или свидетелями
преступления
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы,
журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые
умения
Планировать и организовывать работу по предупреждению
возможного не благополучия в психическом и личностном развитии
лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и
обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в
том числе находящихся в трудной жи зненной ситуации
Создавать и поддерживать в образовательной организации и
организации, осуществляющей образовательную деятельность,
психологические условия обучения и воспитания , необходимые для
нормального психического развития и формирования личности лиц с
ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся,
испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в
том чис ле несовершеннолетних обучающихся, признанных в
установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо
являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, на
каждом возрастном этапе
Способствовать созданию благоприятного психологического климата
в обр азовательной организации и организации, осуществляющей
образовательную деятельность
Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию
благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах
жизни обучающихся
Вырабатывать рекомендации педагог ам, преподавателям, родителям

Страница 30

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 30 из 39

(законным представителям), воспитателям и работникам
образовательной организации по оказанию помощи лицам с
ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период
Эффективно взаимодействовать с педагогами и другими
спец иалистами образовательной организации по вопросам развития
обучающихся в ведущей для возраста деятельности
Необходимые
знания
Способы адаптации детей, подростков и молодежи к условиям
образовательных организаций различных типов
Современные теории формирования и поддержания благоприятного
социально -психологического климата в коллективе
Методы коррекции социально -психологического климата,
урегулирования конфликтов
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и
молодежи
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности
лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с
возрастными нормами их развития
Теории и методы предотвращения "профессионального выгорания"
специалистов
Основы возрастно й физиологии и гигиены обучающихся,
обеспечения их безопасности в образовательном процессе
Типичные случаи возникновения и методы предупреждения и снятия
психологической перегрузки педагогического коллектива
Теории профессиональной и социально -психологической адаптации,
методы и способы обеспечения их эффективности
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и
образования детей
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство
Росс ийской Федерации в сфере образования и прав ребенка
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и
осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
Другие -

Страница 31

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 31 из 39

характеристики

3.2.3. Трудовая функция

Наимено
вание
Психологическое консультирование лиц с
ограниченными возможностями здоровья и
обучающихся, испытывающих трудности в
освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации
Код B/03.7
Уровень
(по дуровень)
квалификации
7

Происхождение
трудовой функции Оригинал u Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия Консультирование обучающихся по проблемам самопознания,
профессионального самоопределения, личностным проблемам
Консультирование преподавателей и других работников
образовательной организации и организации, осуществляющей
образовательную деятельность, по проблемам взаимоотношений с
обучающимися и другим профессиональным вопросам
Консультирование педагогических работников по вопросам
разработки и реализации индивидуальных программ обучения для
лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся,
исп ытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в
том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в
установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо
являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося
Консультирование родителей (законных представителей) по
проблемам взаимоотношений с обучающимися, воспитанниками с
ограниченными возможностями здоровья, а также н аходящимися в
трудных жизненных ситуациях, по вопросам их профессионального
самоопределения
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы,
журналы, психологические заключения и отчеты)

Страница 32

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 32 из 39

Необходимые
умения
Применять современные методы пси хологического консультирования
в соответствии с задачами консультирования и особенностями
клиентов
Консультировать администрацию образовательных организаций,
организаций, осуществляющих образовате льную деятельность,
педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по
психологическим проблемам обучения, воспитания и развития
обучающихся
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся
с ограниченными возможностями здоров ья по вопросам обучения,
развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания,
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
Владеть приемами повышения психолого -педагогической
компетентности родителей (законных представителей) и педагогов,
препо давателей и администрации образовательных организаций
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью
организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их
общения в образовательных организациях и в семье
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями
индивидуальные программы для построения индивидуального
образовательного маршрута для лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося
Необходимые
знани я
Современные технологии и методы консультирования
Теория, методология психологического консультирования,
классификация методов, их возможности и ограничения,
предъявляемые к ним требования
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
соответствии с возрастными нормами их развития
Методы и технологии, позволяющие решать консультационные и
развивающие задачи
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и
образования детей
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство
Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и

Страница 33

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 33 из 39

осуществления профе ссиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
Другие
характеристики
-

3.2.4. Трудовая функция

Наимено
вание
Психологическая коррекция поведения и
развития детей и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, а
также обучающихся, испытывающих трудности
в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации
Код B/04.7
Уровень
(под уровень)
квалификации
7

Происхождение
трудовой функции Оригинал u Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия Разработка и реализация планов коррекционно -развивающих занятий
для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной,
эмоционально -волевой сферы, познавательных процессов, снятие
тревожности, решение проблем в сфере общения
Организация и осуществле ние совместно со специалистами
(педагогами, преподавателями, учителями -дефектологами,
учителями -логопедами) психолого -педагогической коррекции
отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений
социализации
Формирование совместно с иными педагогиче скими работниками для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для
обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации,
образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и
потребностям
Разработка программ психологической коррекции поведения и
нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации
в образовательной организации и организации, осуществляющей

Страница 34

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 34 из 39

образовательную деятельность
Проведение коррекционно -развивающих занятий с обучающимися в
соответствии с категорией дет ей с ограниченными возможностями
здоровья
Разработка и проведение профилактических, диагностических,
развивающих мероприятий в образовательных организациях
различных типов
Разработка и реализация программ профилактики и коррекции
девиаций и асоциального поведения обучающихся
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы,
журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые
умения
Владеть приемами фор мирования личности как сознательного
субъекта поведения и социального действия
Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического
развития обучающихся на различных уровнях образования в
образовательных организациях
Применять методы психоло гической коррекции психических
особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых
образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, а также находящихся в трудной жизненной
ситуации)
Реализовывать индивидуально -ориентированные меры по снижению
или устранению отклонений в психическом и личностном развитии
обучающихся
Необходимые
знания
Современные теории, направления и практика психокоррекционной
работы
Теория психологической коррекции
Методы и приемы индивидуальной психокоррекции
Этапы групповой динамики, методы, приемы проведения групповой
психокоррекционной работы
Приемы и способы повышения личностной активности в процессе
психокоррекции
Методы и способы определения и контроля результативности
психокоррекции

Страница 35

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 35 из 39

Стандартные методы и технологии, позволяющие решать
диагностические и коррекционно -развивающие задачи
Методы и приемы наблюдения за психическим и физическим
развитием обучающихся
Формы и признаки отклоняющегося поведения у подростков,
способы и методы коррекции этих форм поведения
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и
образования детей
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство
Российско й Федерации в сфере образования и прав ребенка
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и
осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
Другие
характеристики
-

3.2.5. Трудовая функция

Наиме
новани
е
Психологическая диагностика особенностей лиц с
ограниченными возможностями здоровья,
обучающихся, испытывающих трудности в
освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации, в
том числе не совершеннолетних обучающихся,
признанных в случаях и в порядке, которые
предусмотрены уголовно -процессуальным
законодательством, подозреваемыми,
обвиняемыми или подсудимыми по уголовному
делу либо являющихся потерпевшими или
свидетелями преступления, по за просу органов и
учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Код B/05.7
Уровень
(подуровень)
квалификаци
и
7

Происхождение
трудовой функции Оригинал u Заимствовано
из оригинала

Код Регистрационный

Страница 36

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 36 из 39

оригинала номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия Психологическая диагностика с использованием современных
образовательных технологий, включая информационные
образовательные ресурсы
Скрининговые обследования с целью мониторинга психического
развития лиц с ограниченными возможностями здоровья,
обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в
том числе несовершеннол етних обучающихся, признанных в
установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо
являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Составление психолого -педагогических заключений по результатам
диагностического обследования с целью ориентации п едагогов и
родителей (законных представителей) в проблемах личностного и
социального развития лиц с ограниченными возможностями
здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной
адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся,
признанных в установленном порядке обвиняемыми или
подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями
преступления
Определение степени нарушений в психическом и личностном
развитии лиц с ограниченными в озможностями здоровья,
обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в
том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в
установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо
являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Изучение интересов, склонностей, способностей лиц с
ограниченными возможностями здоровья, обучающихся,
испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адап тации, в
том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в
установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо
являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Осуществление с целью профориентации комплекса диагностических
мероприятий по изу чению мотивации, личностных,
характерологических особенностей лиц с ограниченными

Страница 37

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 37 из 39

возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних
обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми
или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями
преступления
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы,
журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые
умения
Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям
исследования и возможностям конкретного обучающегося
Проводить диагностическое обследование обучающихся с
использованием стандартизированного инструментария, включая
первичную обработку результатов
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности
или адаптации к новым образовательным условиям
Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и
причин дезадаптации обучающихся с целью определения
нап равлений оказания психолого -педагогической помощи
Осуществлять социально -психологическую диагностику
особенностей и уровня группового развития формальных и
неформальных ученических коллективов, диагностику
социально -психологического климата в коллективе
Выявлять психологические причины и способствовать устранению
нарушений межличностных отношений, обучающихся с учителями,
сверстниками, родителями (законными представителями)
Диагностировать интеллектуальные, личностные и
эмоционально -волевые особенност и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних
обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми
или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями
преступления
Проводить мониторинг личностных и метапредметных
образовательных результатов в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами общего
образования у лиц с ограниченными возможностями здоровья,
обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в

Страница 38

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 38 из 39

том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в
установленном порядке обвиняемыми или под судимыми, либо
являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Необходимые
знания
Теория, методология психодиагностики, классификация
психодиагностических методов, их возможности и ограничения,
предъявляемые к ним требования
Стандартные методы и те хнологии, позволяющие решать
диагностические задачи
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов
психологических наблюдений и диагностики
Методы математической обработки результатов психологической
диагностики
Способы интерпретации и представления результатов
психодиагностического обследования
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и
образования детей
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство
Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и
осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
Другие
характеристики
-

IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация -разработчик

ГБОУ ВПО города Москвы "Московский городской психолого -педагогический
университет", город Москва
Ректор Рубцов Виталий Владимирович

4.2. Наименования организаций -разработчиков

Страница 39

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог -психолог (психолог в сф...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 39 из 39

1. ГБОУ "Самарский региональный социопсихологический центр", город Самара
2. ГОУ "Уральский государственный педагогический университет", город Екатеринбург
3. ГОУ ВПО "Башкирский государственный педагогический университет", город Уфа,
Республика Башкортостан
4. Общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования
России", город Москва
5. ФГБОУ "Волгоградский государственный социально -педагогический университет",
город Волгоград
6. ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет", город Ростов -на -Дону

--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Статья 65 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст.
3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986).
<4> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и
служащих.
<5> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных
разрядов.
<6> Общероссийский классификатор специальностей по образова нию.