Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
Краткое описание рабочей образовательной программы дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи) подготовительной группы компенсирующей направленности
для детей 6 -7 лет в условиях частного дошкольного образовательного учреждения
«Детс кий сад № 180 открытого акционерного общества «Российские железные
дороги» на 2023 -2024 учебный год
Рабочая образовательная программа дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи) подготовительной групп ы компенсирующей
направленности (далее – Программа) представляет собой целостную
методологически обоснованную, систематизированную модель
педагогического процесса, соответствующую требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольног о образования (далее – ФГОС ДО) и федеральной
ад аптированной образовательной программой дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утверждена приказом Минпросвещения России 24 ноября 2022 г. №
1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г.,
регистрационный № 72149 ) (далее – Ф А ОП ДО).
Нормативно -правовую основу для разработки П рограммы
составила Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (тяжелыми нарушениями речи) частного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 180 открытого
акционерного общества «Российские железные дороги» .
Программа разработана в соответствии с нормативно -
правовыми документами:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №
204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №
474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г.
№ 809 «Об утверждении основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно -
нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29декабря2012г.№273 -ФЗ «Об
образовании в Российской Федер ации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 -ФЗ
«О внесении изменений в Федеральны й закон «Об образовании
Страница 2
в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
‒ федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от
17 о ктября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264 );
‒ распоряж ение Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 999 -р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
‒ адаптированная федеральная образовательная программа
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (утверждена приказом Минпросвещения
России 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте
России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149 )
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036
?ysclid=ll6db950h4620178205
‒ Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373,
зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г.,
регистрационный № 5959 9);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 се нтября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18
декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
‒ Устав частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №180 открытого акционерного общества «Российские
железные дороги» ;
‒ Программа развития частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги» на 2022 – 2026 годы .
Программа определяет содержание и организацию
образовательного процесса для детей дошкольного возраста с
т я ж е л ы м и н а р у ш е н и я м и р е ч и ( Т Н Р ) от 6 до 7 лет в
условиях дошкольн ой образовательн ой групп ы компенсирующей
направленности.
Вариативная часть Программы , формируемая участниками
образовательных отношений , разработана с учетом программы,
Страница 3
расширяющей и дополняющей основное образовательноесодержание:
1) п рограмма математического развития детей 5 -7 лет
«Увлекательная математика» Н.А. Надежина, Т.Н. Ермакова. СТЕМ,
Ярославль, 2019 г. ;
2) программа по профориентационной направленности
«Дошкольник и мир железной магистрали» / авторы - составители
Ершова М.В., Треногина Е.П.. – Новоалтайск, 2021.
Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями
обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи Программы :
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития
обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития
ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места
проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие спо собностей и творческого потенциала каждого ребенка с
ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями
(законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно -нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ,
развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физи ческих качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития
обучающихся с ОВЗ;
Страница 4
- об еспечение психолого -педагогической поддержки родителей(законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах
развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и
укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного и начального общего образования.
Цели и задачи вариативной части, формируемой
участниками образовательных отношений
1) Цель в соответствии с программой математического
развития детей 5 -7 лет «Увлекательная математика» Н.А. Надежина,
Т.Н. Ермакова: способствовать развитию математических способностей
дошкольников.
Задачи:
1. Создание развивающей предметно - пространственной среды,
стимулирующей развитие математических способностей в
самостоятельной деятельности;
2. Развитие логических способов познания математических
свойств и отношений (анализ, сравнение, обобщение, классификация,
сериация);
3. Развитие логико – математических представлений
(представлений о математических свойствах и отношениях предметов,
конкретных величина х, числах, геометрических фигурах, зависимостях
и закономерностях);
4. Освоение детьми экспериментально -исследовательских
способов познания математического содержания (воссоздание,
экспериментирование, моделирование);
5. Овладение детьми математическими сп особами познания
действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие понимания пространственных и временных
представлений: ориентировка в расположении частей тела, понимание
направлений сверху, снизу, спереди, сзади, справа, слева, знаком ство с
пространственными отношениями близко, далеко.
7. Развитие навыков сотрудничества детей и взрослых, детей
между собой;
8. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи,
обогащение словаря ребенка;
9. Развитие произвольности деятельности.
2) Цель в соответствии с программой «Дошкольник и мир
железной магистрали» Ершова М.В., Треногина Е.П. – создание условий
для ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире
железной дороги.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию у детей основ ценностного
Страница 5
отношения, уважения, интереса к выбранной родителями профессии,гордости за их успехи, желание быть похожими на них при дальнейшем
выборе своей будущей трудовой деятельности.
2. Создать единое образовател ьное пространство развития
детей, обогащенное специальным тематическим содержанием и
оборудованием для организации полноценной познавательно -игровой
деятельности детей.
3. Обогатить процесс накопления и развития познавательно -
игрового практического опыта, свя занного с отображением разных
аспектов профессиональной деятельности родителей.
4. Через ознакомление с профессией железнодорожника
сформировать у детей ценности познания; коммуникативные ценности,
ценности эмоционально -положительных переживаний, творческого
осмысления и преобразования.
Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно -раз вивающий и гуманистический характер
взаимодействия педагогических работников и родителей (законных
представителей), педагогических и иных работников Организации) и
обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических
работников, признан ие ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип
предполагает подбор образовательными организациями содержания и
методов дошкольного образования в соответствии с возраст ными
особенностями обучающихся.
Принципы построения части, формируемой участниками
образовательных отношений
1) Программа математического развития детей 5 -7 лет
«Увлекательная математика» Н.А. Надежина, Т.Н. Ермакова.
Основным принципом построения программы является принцип
детоцентризма, предполагающий что воспитанники участвуют в
создании содержания образования, выбора содержания в совместной и
свободной деятельности.
Наиболее важные принципы:
Наглядность содержания в деятельности. Для ребенка
чрезвычайно содержание.
Активность ребенка . При манипуляции с предметами важно,
чтобы ребенок проделал ее самостоятельно, в своей деятельности – не
просто посмотрел, как демонстрирует педагог, а был инициатором
Страница 6
действий.Област и развития стимулируют развитие друг друга .
Важным условием полноценного математического развития становится
включение математики в обычную жизнь - не только на организованных
занятиях по математике в детском саду, но и на занятиях по
физическому развитию, на прогулке, интеграция математического
содержания в занятия по речи и других.
Математика в любое время. Акцент ставится на том, что
математика окружает нас постоянно в ежедневных делах, в различных
видах деятельности, в беседах, фиксирующих наличие мате матического
содержания в жизни группы.
Запомнить – не значит понять. Важный акцент педагога –
диагностика, позволяющая увидеть, что случилось с ребенком –
понимание или механическое запоминание.
Диагностика для планирования . Содержание деятельности
педагог регулирует самостоятельно по результатам педагогической
диагностики – выстраивает актуальные задачи, выявляя точки роста для
группы детей в целом или конкретных ребят.
2) Программа «Дошкольник и мир железной магистрали»
Ер шова М.В., Треногина Е.П.
Единство:
сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность
педагогов, родителей и детей;
использование способов и средств, обеспечивающих
понимание того, что субъектом взаимодействия является ребѐнок, с его
интересами, потре бностями, особенностями;
педагогическая оценка актуального состояния развития
ребѐнка - способность видеть, чувствовать, понимать каждого
воспитанника.
Систематичность и последовательность:
использования различных способов реализации программы:
запланированный, косвенный, ситуативный;
решение поставленных задач не только в рамках
непосредственной деятельности, но и при проведении режимных
моментов.
Наглядность:
использование в работе с детьми различных видов
наглядности способствует успешному ус воению программного
материала;
создание предметно -развивающей среды с использованием
железнодорожной тематики.
Доступность:
учѐт возрастных интересов, потребностей, возможностей
детей, зоны их ближайшего развития.
Личностно -ориентированный:
Страница 7
эффективное, по лноценное развитие личности ребѐнка –дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности –
игровой, в которой наиболее полно реализуются потребности детей в
познании, общении;
организация развлечений, праздников совместно со
специалистами, ро дителями.
Региональный компонент:
организация совместной работы с филиалами и
подразделениями ОАО «РЖД».
Интеграция:
взаимосвязь и взаимопроникновение содержания
железнодорожной направленности с другими направлениями развития
(коммуникация, познание, художественное творчество, физическая
культура и т.д.).
Новизна:
ИКТ -презентации, видеоролики, мультфильмы, виртуальные
экскурсии, интерактивные игры;
здоровьесберегающие технологии - физкультминутки,
дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, кинезиологиче ские
упражнения, тренинги, гимнастика для глаз и др.;
исследовательская деятельность - моделирование проблемных
ситуаций, творческие мастерские, наблюдения.
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями
(законными представителями) обучающихся
Вс е усилия педагогических работников по подготовке к школе и
успешной интеграции обучающихся с ОВЗ, будут недостаточно
успешными без постоянного контакта с родителям (законным
представителям). Семья должна принимать активное участие в развитии
ребенка, чтобы обеспе чить непрерывность коррекционно -
восстановительного процесса. Родители (законные представители)
отрабатывают и закрепляют навыки и умения у обучающихся ,
сформированные специалистами, по возможности помогать
изготавливать пособия для работы в Организации и дома. Домашние
задания, предлагаемые учителем -логопедом, педагогом -психологом и
воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это
обеспечи т необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит
процесс восстановления нарушенных функций у обучающихся.
Взаимодействие педагогических работников Организации с
родителям (законным представителям) направлено на повышение
педагогической культуры родителей (законных представителей). Задача
педагогических работников - активизировать роль родителей (законных
Страница 8
представителей) в воспитании и обучении ребенка, выработать единое иадекватное понимание проблем ребенка.
Укрепление и развитие взаимодействия Организации и семьи
обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребѐнка,
формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной
ценностью педагогической культуры яв ляется ребенок - его развитие,
образование, воспитание, социальная защита и поддержка его
достоинства и прав человека.
Основной целью работы с родителями (законными
представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей,
вовлечение родителей (законн ых представителей) в образовательный
процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции
по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
выработка у педагогических работников уважительного
отношения к традициям семейного воспитания обучающихся и
признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания
ребенка;
вовлечение родителей (законных представителей) в
воспитательно -образовательный процесс;
внедрение эффективных технологий сотрудничес тва с
родителям (законным представителям), активизация их участия в жизни
детского сада.
создание активной информационно -развивающей среды,
обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и
детском коллективе;
повышение родительской компетентност и в вопросах
воспитания и обучения обучающихся.
Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной
организации, включает следующие направления:
- аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных
потребностей ребѐнка с ТНР и предпочтений роди телей (законных
представителей) для согласования воспитательных воздействий на
ребенка;
- коммуникативно -деятельностное - направлено на повышение
педагогической культуры родителей (законных представителей);
вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно -
образовательный процесс; создание активной развивающей среды,
Страница 9
обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье идетском коллективе.
- информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности
Организации; создание открытого инф ормационного пространства (сайт
Организации, форум, группы в социальных сетях).