Как работает и для чего создан психолого-педагогический консилиум в ДОУ?
На заседаниях психолого-педагогический консилиума (ППк) в детском саду заслушиваются данные воспитателей и специалистов о динамике развития детей, а также результаты психологического и логопедического обследования детей, имеющих трудности в освоении образовательной программы. На консилиуме принимается коллегиальное решение, которое носит для родителей рекомендательный характер (рекомендовать прохождение ТПМПК, начать реализацию плана поддержки ребенка, посетить врачей-специалистов или продолжить наблюдение за динамикой развития).
Все данные консилиума заносятся в протокол, специалисты составляют коллегиальное заключение, знакомят родителей с ним под роспись.
Это необходимо для того, чтобы вовремя сообщить родителям о проблемах ребенка, заручиться поддержкой и пониманием родителей, вместе с родителями определить возможные направления образовательного маршрута.
Целями деятельности ППк является коллективная разработка и планирование комплексной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей.
Задачи ППк:
- своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, развитии и поведении;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;
- выявление резервных возможностей развития детей; определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи, исходя из имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
- разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей;
- консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;
- организация взаимодействия педагогов и специалистов учреждения, участвующих в деятельности ППк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.
Обязанности специалистов консилиума
Председатель:
- разработка и хранение документации ППк;
- составление плана работы на учебный год;
- информирование руководителя о необходимости заключения договоров и заявлений с родителями, предоставление необходимых материалов;
- подготовка и организация плановых и внеплановых заседаний консилиума;
- информирование родителей о заключении ППк, обсуждение рекомендаций консилиума.
Воспитатель:
- проведение необходимой диагностики;
- подготовка материалов к консилиуму (педагогическая характеристика);
- участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе;
- индивидуальная развивающая работа с ребенком, а также координация работы других специалистов;
- не позднее, чем за 3 дня до проведения ППк сбор информации от специалистов о динамике развития ребенка за период, прошедший с момента последнего консилиума.
Педагог-психолог:
- изучение состояния психологического развития ребенка;
- подготовка материалов к консилиуму (представление);
- предоставление на консилиуме необходимой информации ведущему специалисту;
- участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе.
Учитель-логопед:
- изучение состояния речевого развития ребенка;
- подготовка материалов к консилиуму (представление);
- предоставление на консилиуме необходимой информации ведущему специалисту;
- участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе.
Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника.
Регламент работы ППк
Деятельность ППк осуществляется по разработанному плану, составленному на учебный год.
Плановые ППк проводятся не реже 1 раз в полугодие: в кризисные периоды развития детей, на этапах их перехода с одной ступени образования на другую.
В течение года проводятся внеплановые заседания ППк по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников. Поводом для внепланового ППк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.
Если Вашему ребенку по результатам ППк предложен план поддержки ребенка в ДОУ?
Это значит, мы надеемся, что сможем помочь вашему ребенку силами педагогов и специалистов нашего детского сада. План поддержки - это стратегия успешности вашего ребенка. После подписания коллегиального заключения ППк и вашего согласия на реализацию плана поддержки, вас пригласит для беседы педагог-психолог. Вместе с педагогом-психологом вы обсуждаете направления стратегии успешности и варианты вашего участия в реализации плана.
Заседания ППк проходят с периодичностью не менее 1 раза в полугодие. На консилиумах принимаются решения о результативности действий по поддержке успешного развития ребенка и внесении необходимых корректив.
Если же Вам рекомендовано пройти ТПМПК (территориальную психолого-медико-психологическую комиссию), значит учитель-логопед, педагог-психолог, проведя обследование вашего ребенка, видят проблемы, которые требуют участия дополнительных специалистов и врачей (см. ниже направление на ТПМПК).
Направление на ТПМПК
Если Вы, познакомившись с протоколом консилиума в ДОУ, согласны на дальнейшее прохождение ТПМПК с целью определения оптимального образовательного маршрута, а значит и вида образовательного учреждения, которое сможет наилучшим образом обеспечить потребности вашего ребенка, тогда вам следует обратиться к учителю-логопеду, который подробно объяснит вам ваши дальнейшие действия, оформит необходимые документы.
Уважаемые родители! Прохождение с ребенком ТПМПК - это ваше право на получение бесплатной коррекционной помощи, а не обязанность. Здесь решение принимаете Вы! На любом этапе прохождения ТПМПК или ожидания получения места в другом детском саду вы можете отказаться и продолжить посещение нашего детского сада.
Своевременное сообщение родителям коллегиального решения об имеющихся у вашего ребенка проблемах и трудностях - это обязанность педагогов детского сада.
Почему необходимо коллегиальное принятие решения?
Чтобы избежать предвзятого отношения к ребенку, сопоставить наблюдения всех педагогов, взаимодействующих с ребенком и принять верное решение.
Давайте вместе с вами договоримся, как оказать вашему ребенку помощь и поддержку наилучшим образом.