cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
ПЕРЕИМЕНОВАН О НА
Частное дошкольное образовательное учреждение
«РЖД детский сад № 47»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профориентационной направленности
«Дошкольник и мир железной магистрали »





Автор ы -разработчик и программы:
Ершова М.В., воспитатель
высшей квалификационной категории,
Треногина Е.П., воспитатель
вы сшей квалификационной категории









г. Новоалтайск
20 21 г.
Принято на заседании педагогического
совета =
=
Протокол № 4=от 27.05.2021 =г.=
УТВЕРЖДАЮ: =
заведующий детским садом =
________= Е.П. Малаканова =
=
Приказ № 100 -ОД =от 27.05.2021 =г.=

Страница 2

2

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ = 3=
1.1 . Пояснительная записка = 3=
1.2. Цели и задачи реализац ии Программы = 4=
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы = 5=
= 1.4 . Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения
Программы. =
6=
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ = 8=
2.1.= О собенности построения Программы = 8=
2.2. Содержание программы = 8=
2.3. =Содерж ание модулей программы = 9=
2.3 .1. = Азбука безопасности = 9=
2.3 .2. = Калейдоскоп профессий = 10 =
2.3 .3. = Станция Алтайская –=моя малая Родина = 10=
2.4 . Взаимодействие с родителями в работе по ранней
профориентации на профессии железнодорожного транспорта =
11=
III.ОР ГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ = 12=
3.1. =Календарно -тематическое планирование по железнодорожной
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) =
12=
3.1 .1= =Старший возраст 5 -6 лет = 12=
3.1. 2 =Старший возраст 6 -7 лет = 19 =
3.2 =Календарно -тематическое планирова ние по железнодорожной
направленности для детей общеразвивающей направленности =
26 =
3.2. 1. =Старший возраст 5 -6 лет = 26 =
3.2 .2. =Старший возраст 6 -7 лет = 28 =
3.3. Описание материально -технического и методического
обеспечения Программы. =
30=
3.3.1. =Предметно -=развивающая среда = 30=
3.3.2. =Образовательные электронные ресурсы = 31 =
3.3.3.Список научно –=методической литературы = 31=
IV . ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ = 33=
4.1. Краткая презентация Программы = 33=
Лист изменений и дополнений = 35 =
Приложение № 1 = 36 =


Страница 3

3

I. ЦЕЛ ЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 . Пояснительная записка

В соответствии с современным Федеральным государственным
образовательным стандартом д ошкольного образования педагогам необходимо
создать благоприятные условия, направленные на развитие разнообразных
способностей ребен ка, с учетом его индивидуальных особенностей и
возможностей для полноценного проживания им дошкольного детства .
Готовить ребенка к жизни в современном обществе – это актуальная
необходимость, ориентированная на будущее сегодняшнего малыша. В
настоящее вре мя, когда рынок труда испытывает потребность в рабочих
специальностях, решающая роль в формировании личности будущего
профессионала, обладающего трудовой мобильностью и способностью
выдерживать любую конкуренцию, принадлежит не только
специализированным пр офессионально -образовательным учреждениям, но и
образовательным , и дошкольным.
В методических рекомендациях «Об усилении железнодорожной
направленности в работе дошкольных образовательных учреждений»
подчеркивается: «… П едаго гические коллективы призваны н е только растить
физически и духовно здоровое молодое поколение, прививать детям
трудолюбие, формировать у них активную жизненную позицию, высокие
моральные качества, но и с ранних лет готовить надежную смену нынешним
труженикам стальным магистралей. В осп итывать любовь и уважение к труду
железнодорожника, знакомить с историей, традициями, славными делами
железных дорог страны, с профессиями их родителей».
В Программе действий по повышению качества общего образования в
частных образовательных учреждениях в ОАО «РЖД» до 2030 года от 30 марта
2021 г. № 658/р одной и з стратегических задач является: у силение
профориентационной составляю щей в педагогическом процессе, а так же
использование цифровых о бразовательных технологий в процессе обучения.
Именно эти целев ые ориентиры определяют содержание рабочей
программы «Дошкольник и мир железной магистрали » по развитию
ценностного отношения детей дошкольного возраста к корпоративным
традициям, связанным с профессиями на железнодорожном транспорте .
Программа дополните льного образования социально -профессионального
направления выстроена на о снове регионального компонента, с учетом
ведомственной принадлежно сти дошкольного учреждения к открытому
акционерному обществу «Российские железные дороги ».
Программа представляет е диную систему организации деятельности,
формируемой участниками воспитательно -образовательного процесса, с детьми
дошкольного возраста. Данная программа нацелена на формирование
элементарных профессиональных знаний в области железнодорожного
транспорта, п рофессий, структурных подразделений ОАО «РЖД», через
активно -познавательную деятельность детей с учётом интеграции

Страница 4

4

образовательных областей, с использованием современ ных инновационных
технологий , с применением электронных средств обучения (ЭОС) .
Воспитан ники детского сада – дети железнодорожников. Программа
предусматривает знакомство с историей, с определенными знаковыми
символами железной дороги, профессиями железнодорожников, с правилами
безопас ного поведения на железнодорожном транспорте, воспитыва я тем
самым ценностное отношение и корпоративную гордость к труд у своих
родителей и к труду на железнодорожном транспорте.
Программа разработана в соответствии с нормативно -правовыми
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — Закон № 273 -Ф3);
 приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
 комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образовани я
от 28.02.2014 №08 -249;
 письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР -535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
 указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Ф едерации на период до 2024 года»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (СанПиН 2.4.3648 -20) ; СанПиН 1.2.3685 -21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением главного сани тарного врача от
28.01.2021 № 2.

1.2. Цель и задачи Программы
Цел ь программы – создание условий для ранней профориентации детей
дошкольного возраста в мире железной дороги.

Задачи программы :
1. Способствовать формированию у детей основ ценностного
отношения, уважения, интереса к выбранной родителями
профессии, гордост и за их успехи, желание быть похожими на них
при дальнейшем выборе своей будущей трудовой деятельности.
2. Создать единое образовательное пространство развития детей,
обогащенное специальным тематическим содержанием и
оборудованием для организации полноценно й познавательно -
игровой деятельности детей.

Страница 5

5

3. Обогатить процесс накопления и развития познавательно -игрового
практического опыта, связанного с отображением разных аспектов
профессиональной деятельности родителей.
4. Через ознакомление с профессией железнодорожн ика
сформировать у детей ценности познания; коммуникативные
ценности, ценности эмоционально -положительных переживаний,
творческого осмысления и преобразования.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы организации реализации прог раммы:
 Единство:
 сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность педагогов,
родителей и детей;
 использование способов и средств, обеспечивающих понимание
того, что субъектом взаимодействия является ребёнок, с его
интересами, потребностями, особеннос тями;
 педагогическая оценка актуального состояния развития ребёнка -
способность видеть, чувствовать, понимать каждого воспитанника;

 Систематичность и последовательность:
 использования различных способов реализации программы:
запланированный, косвенный, с итуативный;
 решение поставленных задач не только в рамках непосредственной
деятельности, но и при проведении режимных моментов;

 Наглядность:
 использование в работе с детьми различных видов наглядности
способствует успешному усвоению программного материал а;
 создание предметно -развивающей среды с использованием
железнодорожной тематики;

 Доступность:
 учёт возрастных интересов, потребностей, возможностей детей,
зоны их ближайшего развития;

 Личностно -ориентированный :
 эффективное, полноценное развитие личност и ребёнка –
дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида
деятельности – игровой, в которой наиболее полно реализуются
потребности детей в познании, общении;
 организация развлечений, праздников совместно со специалистами,
родителями;

 Региональный к омпонент:

Страница 6

6

 организация совместной работы с филиалами и подразделениями
ОАО «РЖД» ;

 Интеграция :
 взаимосвязь и взаимопроникновение содержания железнодорожной
направленности с другими направлениями развития
(коммуникация, познание, художественное творчество, ф изическая
культура и т.д.) ;
 Новизна :
 ИКТ -презентации, видеоролики, мультфильмы, виртуальные
экскурсии, интерактивные игры.
 Здоровьесберегающие технологии - физкультминутки,
дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, кинезиологические
упражнения, тренинги , г имнастика для глаз и др.
 Исследовательская деятельность - моделирование проблемных
ситуаций, творческие мастерские, наблюдения.

1.4. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения
Программы.

Целевые ориентиры для детей (5 -7 лет)
Представлени я:
1. Имеет представление о роли труда железнодорожников.
2. Имеет представление о разнообразии железнодорожных профессий.
3. Имеет представление о роли современной техники, машин, механизмов
в трудовой деятельности железнодорожников.
4. Имеет обобщенное п редставление о связи труда людей разных
профессий, занятых на одном производстве (железнодорожников).
5. Имеет общее представление о развитии железной дороги.
6. Имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в
чем ценность их труда.
Познав ательные, речевые, игровые и трудовые навыки
1. Воспринимает трудовой процесс дифференцированно
(последовательность компонентов).
2. Умеет строить наглядно -схематическую (и мысленную) модель
трудового процесса.
3. Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников
из разных источников.
4. Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием
профессии.
5. Пользуется речью, как доказательством для обоснования суждений о
видах труда, профессиях.
6. Владеет соответствующим словарем: профессия, материал,
инструменты, деньги, бюджет семьи, реклама.

Страница 7

7

7. Включает в игровой процесс деятельность людей различных
железнодорожных профессий.
8. Использует предметы -заместители в качестве атрибутов для сюжетно -
ролевых игр железнодорожных направлен ий.
Умения
1. Переносит знания о способах и нормах взаимоотношений в труде на
собственную детскую трудовую деятельность.
2. Знает и называет различные виды железнодорожного транспорта, его
назначение.
3.Знает стихи, загадки, песни (на железнодорожную темат ику).
4. Активен в различных играх (на железнодорожную тематику).
5.Умеет рассказать о транспортной среде окружающего микрорайона
(вокзал, виадук, транспортный узел).
6. Знает и умеет объяснить правила поведения на железнодорожном
транспорте.
7.Знает и о бъясняет правила безопасного поведения на железнодорожном
транспорте.
8. Знает и называет знаки "железнодорожный переезд" и др.
Отношение к труду железнодорожников
1.Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям.
2. Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим
своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку для
совершенства.
Виды контроля:
 диагностика в начале и в конце года,
 постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях, в
совместной и самостоятельной дея тельности,
 рефлексия.
 анкета ПРИЛОЖЕНИЕ №1














Страница 8

8

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. О собенности построения Программы

Настоящая программа предназначена для работы с детьми дошкольного
возраста от 5-и до 7 -и лет.
Программа состоит из двух блоков:
1. Позн авательный (группы общеразвивающей направленности для
детей 5 -6 лет, 6 -7 лет) :
 Познавательное занятие проводится 1 раз в месяц во время тематической
недели .
 Занятия носят интегрированный характер .
 Совместная (игровая, предметно – практическая, музыкальная и др.)
деятельность, индивидуальная работа, проводятся по тематике недели .
2. Тематический (группы компенсирующей направленности для детей 5 -
6 лет, 6 -7 лет) с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) :
 Один раз в квартал тематическая неделя с учетом направления
деятельности всех областей .
 Занятия носят интегрированный характер .
 Коррекционная работа с логопедом .
 Совместная (игровая, предметно – практическая, музыкальная и др.)
деятельность, индивидуальная работа, проводятся по тематике недели .

2.2. Содержание про граммы
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий,
выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у
дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее
профессиях. В програм му включен цикл из 18 познавател ьных занятий для
первого блока (группы общеразвивающей направленности для детей 5 -6 лет, 6 -
7 лет) и цикл из 6 познавательных, 6 коррекционно -речевых, 18
художественно -продуктивных занятий для второго блока (группы
компенсирующей направленности для детей 5 -6 лет, 6 -7 лет) с тяжелыми
нарушениями речи (ОНР) .
Занятия проводятся в рамках :
Основной образовательной программы дошкольного образования Детск ого
сад а №180 ОАО «РЖД» г. Новоалтайска Алтайского края,
Адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования частного дошкольного образовательного учреждения Детский сад
№180 открытого акционерного общества «РЖД» для детей с тяжёлыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
в различных видах деятельности детей:
 И гровой
 Коммуникативно й
 Познавательно -исследовательской
 Восприятие художественной литературы и фольклора

Страница 9

9

 Конструирование
 И зобразительной
 М узыкальной
 Двигательной
На занятиях активно используются разнообразные методы :
 наблюдения
 экскурсии (в том числе и виртуальные)
 демонстрация видео роликов, мультфильмов
 презентации
 беседы
 объяснение
 рассказы педагогов, родителей
 чтение художественной литературы
 упражнения (дыхательные, кинезиологические и др.)
 моделирование
 продуктивная деятельность
 подвижные и малоподвижные игры,
 словесные иг ры,
 дидактические игры.
В программе выделено 3 тематических модуля :
Модули Группы
общеразвивающей
направленности
Группы
компенсирующей
направленности
Азбука безопасности 3 недел и
3 познавательных
занятия

1 неделя
Занятия в соответстви и
с сеткой занятий
Калейдоскоп
профессий
3 недели
3 познавательных
занятия

1 неделя
Занятия в соответствии
с сеткой занятий
Станция Алтайская –
моя малая Родина
3 недели
3 познавательных
занятия

1 неделя
Занятия в соот ветствии
с сеткой занятий

2.3. Содержание модулей программы
2.3.1. Азбука безопасности

Цель: создание условий для организации работы по охране и укреплению
здоровья детей, реализации комплекса воспитательно – образовательных,
оздоровительных и профилакт ических мероприятий .
Задачи:
1. Воспитывать чувство самосохранения.

Страница 10

10

2. Учить правилам поведения в чрезвычайной ситуации.
3. Учить бережному отношению к здоровью.
4. Обобщать и систематизировать представления детей о способах
передвижения человека по железн ой дороге.
Содержание деятельности:
1. Знакомство с правилами.
2. Решение проблемных ситуаций.
3. Проведение экскурсий на железнодорожные предприятия (в том числе
виртуальных).
4. Создание предметно -развивающей среды.
5. Организация совместной работы.

2.3.2. Калейдоскоп профессий
Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с
профессиями железнодорожников, повышение интереса к железнодорожным
специальностям.
Задачи:
1. Развивать трудолюбие и интерес к выбору профессий.
2.Формировать образные представления о специфике работы на
железнодорожных предприятиях в разных отраслях ОАО «РЖД».
Содержание деятельности:
1. Привлечение родителей к личностно – ориентированной подготовке
детей для сознательного выбора будущей профессии железнодорожной
специальности.
2. Создание картотеки «Калейдоскоп профессий».
3. Проведение экскурсий на предприятия железнодорожного транспорта,
создание и пополнение видеорепор тажей по виртуальным экскурсиям Музея
железны х дорог России .

2.3.3. Станция Алтайская – моя малая Родина
Цель: создание условий для расширения знаний воспитанников о
истории развития Западно -Сибирской магистрали и ст. Алтайская. Знакомство
и изучение работы современного железнодорожного т ранспорта,
структурных подразделений ОАО «РЖД».
Задачи:
1. Способствовать воспитанию патриотического отношения к
прошлому и настоящему Российских Железных Дорог.
2. Организовывать совместную работу по профессиональной
ориентации со струк турными подразделениями ОАО «РЖД» станции
Алтайская.
3. Формировать у детей уважени е к труду железнодорожников,
обогащать знания о роли труда на железнодорожных предприятиях.
Содержание деятельности:

Страница 11

11

1. Разработка и внедрение перспе ктивных планов по ознакомлению
детей с развитием Западно -Сибирской железной дороги.
2. Проведение экскурсий на предприятия железнодорожного
транспорта.
3. Оформление фотоальбома «Мы в гостях у наших родителей».
4. Развивающий стенд «Железная дорога сквозь века» .

2.4. Взаимодействие с родителями в работе по ранней профориентации на
профессии железнодорожного транспорта
Годовой перспективный план работы с родителями

Срок Мероприятия
Сентябрь -
ноябрь
 Консультация для роди телей «Роль семьи и детского
сада в воспитании будущего железнодорожника».
 Выставка литературы для родителей на тему «Детям о
железной дороге» .
 Изготовление макетов «Железная дорога» .
Декабрь -
февраль
 Литературная викторина для детей и родителей «Всё о
железной дороге» .
 Оформление материала в «Уголках для родителей» на
тему «Железная дорога – детям не игрушка».
 Создание альбомов «Железнодорожные династии» .

Март - май  Фотовыставка «Моя мама – железнодорожница» .
 Брейн -ринг «Знатоки железной дороги» .
 Оформление выставки семейных рисунков на тему
«Наша железная дорога ».

Разные формы психолого -педагогического сотрудничества детей и
взрослых , такие как, с отрудничество с родителями в ознакомлении детей с
профессией работников железнодорожного т ранспор та, совместно -проводимые
мероприятия обеспечивают у спешность реализации программы .











Страница 12

12

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Календарно -тематическое план ирование по железнодорожной
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

3.1.1. Старш ий возраст 5-6 лет

Тема Цели, задачи

Тематическая неделя: «Калейдоскоп профессий»
Первый квартал

Познавательное
развитие
«Знакомство с
железнодорожным
транспортом. Кто
водит поезда ?»

Образовательные: расширять знания
детей о железнодорожном тр анспорте.
Познакомить с профессиями: машинист,
помощник машиниста, проводник,
проводница вагона.
Коррекционно -развивающие : развивать
диалогическ ую речь , зрительно е внимани е,
мышлени е, артикуляционн ую , тонк ую и
общ ую моторик у, координаци ю речи с
движением, тактильн ую чувствительност ь.
Воспитательные : воспитывать любовь и
уважение к труду железнодорожника. =
Развитие
математических
представлений
«Профессии на
железнодорожном
транспорте»
Образовательные: совершенствова ть навык
количественного счета. Формир овать умения
сравнивать множества. Подготов ить к
формированию представлений об
арифметических действиях. Актуализация
наречия поровну. Закреплять навык
отсчитывания заданного количества
предметов из большего количества.
Формирова ть навык ориентировки в
пространстве.
Коррекционно -развивающие : развивать
мыслительн ую и речев ую деятельност ь,
зрительное внимани е и восприяти е, речев ой
слух , координаци ю речи с движением,
тонк ую моторик у.
Воспитательные : воспит ывать
самостоятельность, активность,
инициативнос ть, умение выполнять задания
педагога сообща.
Речевое развитие
«Азбука профессий.
Профессии на
железной дороге »=
Коррекционно -образовательные задачи.
Закрепл ять представлени я о профессиях на
железной дороге. Расшир ять и
активиз ировать словар ь по теме « Профессии

Страница 13

13

на железной дороге» ( машинист, помощник
машиниста, проводница )
Словарь по теме: пассажир, кассир, касса,
вокзал, поезд, купе, вагон, перрон, локомотив,
паровоз, тепловоз, электровоз, вагоны –
грузовые, пассажирские, цистерна.
Совершенствова ть гр амматическ ий стро й
речи (образование сложных слов путем
сложения двух). Совершенствова ть слогово й
анализ и синтез слов. Совершенствова ть
синтаксическ ую сторон у речи (составление
простых распространенных предложений с
глаголами прошедшего, настоящего,
буду щего времени).
Коррекционно -развивающие задачи.
Развивать диалогическую речь, зрительное
внимание, мышление , артикуляционн ую ,
тонк ую и общ ую моторик у, координаци ю
речи с движением, тактильн ую
чувствительност ь.
Воспитательные задачи. Формировать
навыки сот рудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности.

Конструктивно -
модельная
деятельность
«Поезд»

Образовательные: расширять
представления о железнодорожном виде
транспорта
Коррекционно -развивающие : учить детей
использовать детали с учетом их
конструктивных свойств; устанавливать
пространственное расположение основных
частей относительно друг друга.
Воспитательные : поощрять
самостоятельность, творчество, инициативу. =
Рисование «Едет,
едет поезд»
(н етрадиционное)
Образовательные: формировать знания и
представления детей о таком виде транспорт а,
как поезд, его составляющие.
Коррекционно -развивающие :
Развивать художественно -творческие
способности с использованием
нетрадиционных методик рисования; м елкую
моторику к истей рук; зрительное внимание.
Воспитательные : в оспитывать аккуратность

Страница 14

14

в работе с гуашью, бросовым и природным
материалом , самостоятельность.
Рисование « Вагоны
для пассажирского
поезда» =
Образовательные: продолжать вызывать у
детей ин терес к работе с различными
изобразительными материалами (мелки,
краски, карандаш, пастель), закреплять ранее
усвоенные умения и навыки в рисовании
пассажирских вагонов.
Коррекционно -развивающие : развивать
зрительное внимание , совершенствовать
композицио нные умения .
Воспитательны е: воспитывать инициативу,
самостоятельность, активность
Аппликация
«Паровоз из
прошлого
Образовательные: продолжать знакомство
детей с историей возникновения паровоза.
Коррекционно -развивающие: Создать
условия для передачи о браза паровоза из
бумаги определённой фигуры, вырезая
силуэты частей из прямоугольников и
квадратов разного размера и цвета. Закрепить
навыки работы с ножницами.
Воспитательные : воспитывать стремление
добиваться хорошего результата.
Тематическая неделя: « Азбука безопасности»
Второй квартал

Познавательное
развитие «Быть
примерным
гражданином
разрешается»
(беседа с решением
проблемных
ситуаций )
Образовательные: обобщать и
систематизировать представления детей о
способах передвижения человека по железной
дороге.
Коррекционно -развивающие : развивать
внимание, сосредоточенность , у пражнять в
навыках правильного поведения в поезде.
Воспитательные : формировать умение
оказывать помощь. =
Речевое развитие
«Безопасность на
железной дороге» =
Коррекционно -образоват ельные задачи.
Знак омить детей с правилами поведения и
безопас ности на железной дороге. Уточ нять
и закреплять словарь по теме: вагон, скорый
поезд, перрон, платформа, переходы: мосты,
надземный переход, купе, проводник)
Совершенствовать звуковой анали з и синтез
слов. Совершенствова ть синтаксическ ую
сторону речи (составление предложений с
союзом потому что).
Коррекционно -развивающие задачи.

Страница 15

15

Развивать связн ую речь , речево й слух ,
зрительно е внимание и восприятие,
мышление , артикуляционн ую , тонк ую и
общ ую моторик у, координаци ю речи с
движением, тактильной чувствительности.
Воспитательные задачи. Формирова ть
навыки сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности.

Развитие
математических
представле ний
«Правила
безопасности»
Образовательные: совершенствовать навыки
количественного счета. Формирование
умения сравнивать множества. Подготовка к
формированию представлений об
арифметических действиях. Уточнение
представлений о геометрических фигурах и
фор ме предметов. Совершенствование
навыков ориентировки на плоскости и в
пространстве. Актуализация наречий слева,
справ, вверху, внизу, посередине.
Коррекционно -развивающие : Развитие
мыслительных операций, зрительного
восприятия и внимания, речевой
деятельн ости, тонкой моторики.
Воспитательные: воспитание активности,
инициативности, навыков взаимодействия в
учебной и игровой деятельности.
Рисование
«Семафорит
се ма фор , он совсем
как светофор »
(нетрадиционное)

Образовательные: Учить дет ей создавать
композиц ию, п родол жать знакомить с ра зной
техникой рисования (рисова ние пальчиком).
Напомнить и закрепить пра вила дорожного
движения, уже знакомые детям.
Коррекционно -развивающие: продолжать
развивать зрительное восприятие, мелкую
моторику, речь, как средство общ ения.
Воспитательные: воспитывать интерес к
рисованию, желание порисовать ещё.
Пластилинография
«Вот поезд наш
едет, колеса
стучат».


Образовательные: продолжать учить детей
рисовать пластилином (размазывать
пластилин тонким слоем, используя вместо
бум аги картон и пластилин вместо красок);
учить составлять коллективную композицию
- вагончики с игрушками в окошках;
создавать плоскостное изображение из

Страница 16

16

пластилина;
Коррекционно -развивающие: развивать
зрительное восприятие, мелкую моторику ;
продолжать раз вивать умение р а б о т а т ь
к о л л е к т и в н о , д о г о в а р и в а т ь с я
Воспитательные: воспитывать устойчивый
интерес к рисованию пластилином .

Лепка «Мы едем,
едем в далекие
края… »=
Образовательные: продолжать развивать
умение отражать свои впечатления об
окружающем мир е пластическими
средствами в лепных поделках и композици ях
Коррекционно -развивающие: развивать
внимание, память, пространственное
воображение.
Воспитательные: воспитывать
познавательный интерес к работе с
пластилином .
Конструктивно -
модельная
деятельност ь
«Железная дорога »
Образовательные: закрепить знания детей о
железнодорожном транспорте, как об одном
из средств передвижения. Расширить
представления детей о профессиях
железнодорожников, правилах поведения на
железной дороге.
Продолжать развивать умение понимать
поставленную задачу (Что делать, и способы
её достижения (Как делать)
Коррекционно -развивающие: Учить
анализировать выполненные постройки.
Развивать память, воображение, мышление .
Воспитательные: воспитывать уважение к
труду работников железнодо рожного
транспорта.

Тематическая неделя: Станция Алтайская – моя малая Родина
Третий квартал
= Познавательное
развитие «Как все
на чиналось…»
Образовательные: Знакомить дет ей с
историей возникновения же лезной дороги
Бар наул – Новосибирск, строительств ом и
разви тием станции «Алтайская», ее
значение м для жизни родного города
Ново алтайска. Познакомить с историей трех
вокзалов. Расши рять представления детей о
спос об ах передвижения людей и
перево зимых гру зах в прошед шие годы и в

Страница 17

17

настоящее время.
Коррекционн о-развивающие: продолжать
развивать слуховое восприятие, внимание;
формировать умение участвовать в беседе,
поддерживать ее.
Воспитательные: Воспитывать любовь к
родному краю, ув ажение к труду работников
желез нодорожного транспорта.
Речевое развитие
«Ста нция
А лтайская»
Коррекционно -образовательные задачи.
Закреплять представлени я о профессия х на
железной дороге. Уточнять, расширять и
активизировать словарь по тем е «Станция
Алтайская»; Знакомить с профессией
обходчики путей .
Словарь по теме: вокзал, п оезд, перрон,
монтеры путей, обходчики путей.
Совершенствовать грамматический строй
речи (употребление имен существительных с
предлогами, образова ние однокоренных
слов). Развивать фонематическое восприятие
(дифференциация двух изучаемых зв уков по
теме) Совершенствовать слоговой анализ
слов.
Коррекционно -развивающие задачи.
Развивать речевой слух, фонематические
представления, зрительное внимание, тонкую
и общую моторику.
Воспитательные задачи. Формировать
взаимопонимани е, самостоятельность,
активно сть, инициативность,
ответственность.

Развитие
математических
представлений
«Станция
Алтайская»
Образовательные: совершенствовать навыки
количественного счета. Формирование
умения сравнивать множества. Подготовка к
формированию представлений об
арифмет ических действиях. Уточнение
представлений о геометрических фигурах и
форме предметов. Совершенствование
навыков ориентировки на плоскости и в
пространстве. Актуализация наречий слева,
справ, вверху, внизу, посередине.
Коррекционно -развивающие: Развитие
мыслительных операций, зрительного

Страница 18

18

восприятия и внимания, речевой
деятельности, тонкой моторики.
Воспитательные: воспитание активности,
инициативности, навыков взаимодействия в
учебной и игровой деятельности.
Рисование «Наш
весёлый поезд»
Образовательные: продолжать учить детей
рисовать вагоны, передавать их строение,
хар актерные детали. Продолжать зна комство
с техникой «граттаж», используя акварель и
восковые карандаши. Побуждать детей
задумывать и воплощать идею, дополнять
композицию объектами в соответствии с
темой.
Коррекционно -развивающие: продолжать
развивать художественно -творческие
способности с использованием
нетрадиционных методик рисования; мелкую
моторику кистей рук; зрительное внимание.
Воспитательные: воспитывать стремление
добиваться хорошего результата. =
Рисование «Едет
поезд – остановка,
выходите, станция
Алтайская»
Образовательные: учить дет ей создавать
композицию, используя различные
материалы; р азвивать эстетическое
восприятие при изображении
достопримечательностей города
(Железнодорожный вокзал, Торговый центр
«Парк», АО «Алтайвагон»).
Коррекционно -развивающие: развивать
внимание, память, пространственное
воображение.
Воспитательные: формировать чувство
гордости за город, в котором живут дети , за
людей, которые внесли вклад в его развитие =
Конструктивно -
модельная
деятельность
«Желе знодорожный
вокзал» =
Образовательные: Актуализировать знания
детей о вокзале; продолжать учить детей
читать схему для постройки; строить
конструкцию, используя разл ичный
строительный материал (кубики, кирпичики,
арки, призмы, длинные кирпичики).
Закрепить названия строител ьных деталей,
размер, форму.
Коррекционно -развивающие: развивать
мелкую мот орику рук, внимание, речь,
мышление.

Страница 19

19

Воспитательные: воспитывать любовь к
родному городу.
Аппликация
«Мы едем в дальние
края »
Образовательные: закреплять знания по
теме «транспорт», совершенствовать умения
аккуратно работать с бумагой и клеем,
срезать углы у квадратов и прямоугольников,
создавать из элементов целостную
ком позицию,
Упражнять в вырезании предметов
одинаковой формы из бумаги сложенной
гармошкой.
Коррекционно -развивающие: Продолжать
развивать умение оценивать созданные
изображения. развивать цветовосприятие,
мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать уважен ие к
профессиям на транспорте.


3.1.2. Старший возраст 6-7 лет

Тема Цели, задачи
Тематическая неделя: «Калейдоскоп профессий»
Познавательное
развитие «Мои
родители –
железнодорожники»
Образовательные: Создать условия для
расширения представлений де тей о
профессиях близких людей, о значимости
работы родителей для окружающего мира;
уточнить и расширить представления о
профессиях диспетчер, монтер пути,
обходчик .
Коррекционно -развивающие: разви вать
диалогическую речь, зрительное внимание,
мышление, а ртикуляционную, тонкую и
общую моторику , координаци ю речи с
движением, тактильн ую чувствительность .
Воспитательные : воспитывать любовь и
уважение к труду железнодорожника. =
Речевое развитие
«Азбука профессий.
Профессии на
железной дороге »
Коррекционно -об разовательные задачи.
Закрепл ять представление о профессиях на
железной дороге ( машинист, помощник
машиниста, проводница ). Уточнять,
расширять и активизировать словарь по
теме «Профессии на железной дороге»
(диспетчеры, диктор, начальник поезда)

Страница 20

20

Словарь по теме: пассажир, кассир, касса,
вокзал, поезд, купе, вагон, перрон,
машинист, помощник машиниста,
проводники, диспетчер, начальник поезда.
Совершенствовать грамматический строй
речи (образование и употребление имен
существительных в родительном пад еже).
Совершенст вовать навык слогового анализа
и синтеза слов. Совершенствовать
синтаксическую сторону речи (составление
сложноподчиненных предложений со
словами потому что). Чтение слов с
изученными буквами.
Коррекционно -развивающие задачи.
Развива ть связную речь , общие речевые
навыки, зрительное внимание, тонкую и
общую моторику, творческую активность .
Воспитательные задачи. Развивать желания
выполн ять трудовые поручения. Обучать
доведению нача того дела до конца.
Формировать навыки взаимодейств ия,
сотрудничества, инициативности.

Развитие
математических
представлений
Образовательные : Совершенствование
навыков количественного и порядкового
счета в пределах десяти. Ознакомление со
знаками «=», «+» и формирование умения
пользоваться ими для запи си решения задач.
Совершенствование навыков распознавания
геометрических фигур, ориентировки на
плоскости.
Коррекционно -развивающие: Развитие
мыслительной и речевой деятел ьности,
речевого слуха, памяти, графомоторных
навыков.
Воспитательные : воспитание нав ыков
сотрудничества в учебной деятельности.
Рисование «Кем я
буду работать на
железной дороге,
когда вырасту»
Образовательные: Совершенствование
умений рисова ть человека. Закреплять
умение рисовать людей в движении,
создавать композицию. Закреплять знан ия
детей о видах профессий людей, работающих
на железной дороге.
Коррекционно -развивающие:

Страница 21

21

Развивать композиционные умения (рисовать
по всему листу бумаги, передавать
пропорциональные и пространств енные
отношения между объектами ).
Воспитательные : Воспит ывать уважение к
людям труда.
Конструктивно -
модельная
деятельность
«Вагон»
Образовательные: Формировать у детей
умение обклеивать готовые коробочки
цветной бумагой, предварительно сделав
выкройку. Закреплять приобретённые ранее
навыки работы с бумагой, о сторожное
обращение с ножницами.
Коррекционно -развивающие: Развивать
внимательность, аккуратность, умение
выполнять поделку в определённой
последовательности.
Воспитательные : воспитывать интерес к
конструктивно -модельн ой деятельност и.
Аппликация
(Кол лективная) «Мы
едем, едем, едем в
Далекие края!»
Образовательные: Формировать умение
составлять многоэлементную композицию из
отдельных частей. Закреплять навыки
вырезывания, срезание уголков, сгибание
полоски пополам и разрезания по линии
сгиба, приема ак куратного наклеивания.
Коррекционно -развивающие: Развитие
воображения, аккуратности, мелкой
моторики,
Воспитательные : Воспитывать
доброжелательность . Приви вать навык
работать в коллектив е сообща.
Тематическая неделя: «Азбука безопасности»
Познава тельное
развитие
«Осторожно!
Железнодорожные
пути»
Образовательные: Продолжать знакомить
детей с основными правилами безопасного
поведения на железнодорожных путях.
Коррекционно -развивающие: Развивать
память, мышление, внимание, умение
логически правильно излагать свои мысли,
умение действовать по инструкции.
Воспитательные : Воспитывать чувство
осторожности, ответственности за свои
поступки.
Речевое развитие
«Правила
безопасного
Коррекционно -образовательные задачи.
Расшир ять представлени я детей о правилах
поведения и безопаснос ти на железной

Страница 22

22

поведения на
железной дороге»
дороге. Уточнять и активизировать словарь
по теме: (движение поездов на жд дороге,
скорый поезд, настил, мост, надземный
переход, платформа, тоннели, семафор, купе,
плацкарт)
Сове ршенствовать грамматический строй
речи (согласование числительных с
сущес твительными). Совершенствовать
слоговой анализ и синтез слов.
Совершенствовать навык составления и
чтения слов из слогов.
Коррекционно -развивающие задачи.
Развивать связную речь , мышление,
зрительное внимание, восприятие, тонкую
моторику, творческое воображение.
Воспитательные задачи. Формировать
навыки сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности.

Развитие
математичес ких
представлений
Образовательные: Совершенствовать навык
количественного и порядкового счета в
пределах десяти, счета двойками,
составление и решение задач, распознавания
геометрических фигур, умения измерять и
сравнивать длину предметов, навыка
ориентиро вки на плоскости.
Коррекционно -развивающие : Развивать
мыслительную и речевую деятельность,
зрительное восприятие, творческое
воображение, пальцевую моторику.
Воспитательные: Воспитывать навык
сотрудничества, взаимодействие в игровой и
учебной деятельнос ти , самостоятельность,
активность.

Конструктивно -
модельная
деятельность
«Товарный поезд»
Образовательные: Закрепить знания детей о
назначении товарных и грузовых поездов .
Коррекционно -развивающие: развивать
конструктивные умения , у мение планировать
эта пы работы.
Воспитательные : воспитывать
аккуратность в работе, умение радоваться
результатам своего труда.

Страница 23

23

Рисование
«Безопасность на
железной дороге»
Образовательные: Совершенствовать у
детей навыки отображения в рисунке темы
безопасного поведения на ж елезной дороге,
используя различные художественные
материалы .
Коррекционно -развивающие: Развивать
память, мышление, умение логически
правильно излагать свои мысли, внимание.
Воспитательные : Воспитывать чувство
ответственности .

Аппликация
«Пожарный пое зд
спешит на пожар»
Образовательные: Закрепить знания детей о
пожарном поезде; - уточнить характерные
особенности поезда (состоит из 2 цистерн и
пассажирского вагона, расположенного
между цистернами; поезд красного цвета);
закрепить навык выр езания овала и з
прямоугольника.
Коррекционно -развивающие:
активизировать словарь воспитанников
(пожарный поезд, ц истерна, пассажирски й
вагон); развивать воображение.
Воспитательные : воспитывать умение
аккуратно выреза ть и наклеива ть, у мение
безопасно обращ аться с ножницами .
Тематическая неделя: Станция Алтайская – моя малая Родина
Познавательное
развитие «Алтайская
– станция
железнодорожников»
Образовательные: Уточнить и закрепить
представления детей о труде на железной
дороге, вокзале, локомотивном и вагонно м
депо. Формировать представления об
особенностях работы людей на
железнодорожном вокзале, сортировочной
станции «Алтайская». Упражнять в
использовании имеющихся знаний и
правильном формулировании своих мыслей
в речи. Воспитывать уважительное
отношение к профессиям людей,
работающих на железной дороге.
Речевое развитие
«Станция
Алтайская»
Коррекционно -образовательные задачи.
Закреплять представления о профессия х на
железной дороге. Уточнять , расширять и
активизировать словар ь по теме «Станция
Алтайская »; знакомить с профессиями
рабочих и служащих, обслуживающих

Страница 24

24

железнодорожные пути (монтеры путей,
укладчики).
Словарь по теме: вокзал, поезд, перрон,
монтеры путей, укладчики.
Совершенствовать грамматический строй
речи (образование и употребление имен
существительных в дательном падеже).
Совершенствовать навык слогового анализа
и синтеза слов. Совершенствовать
синтаксическую сторону речи
(сложноподчиненные предложения со
слов ами для того чтобы). Составлять и
читать слов а из слогов с изученными
буква ми.
Коррекционно -развивающие задачи.
Развивать речевой слух, фонематические
представления, зрительное внимание,
тонкую и общую моторику .
Воспитательные задачи. Формировать
взаимопонимание, самостоятельность,
активность , ин ициативность,
ответственность.

Развитие
математических
представлений
Образовательные: Совершенствовать навык
количественного и порядкового счета в
пределах десяти . Закреплять в речи названия
геометрических фигур: квадрат,
прямоугольник, треугольник, круг, овал,
четырехугольник. Сове ршенствовать навык
сооружения постройки из плоскостных
фигур по заданной схеме.
Коррекционно -развивающие: Развивать
речевую и мыслительную деятельность,
зрительно -двигательную координацию,
мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать
положительное отноше ние к учебной
деятельности , формировать навык
самостоятельности, активности.
Конструктивно -
модельная
деятельность «Три
вокзала – это нашей
истории строки »
Образовательные: создать условия по
формированию у детей умения составлять
алгоритм предстоящей д еятельности.
Коррекционно -развивающие: Развивать
пространственное мышление, творческое

Страница 25

25

воображение, объяснительную и
доказательную речь.
Воспитательные : Воспитывать уважение
к строителям - железнодорожникам.
Формировать навыки коллективной
деятельност и.
Рисование
«Путешествуем по
родному краю»
Образовательные: Закреплять умение
отображать в рисунке впечатление о поездах
и путешествиях.
Закреплять умения рисовать несложные
сю жеты и пейзажи (по выбору) - вид за
окном во время путешествия.
Коррекционн о-развивающие: Развивать
творческое воображение, способность
создавать композицию .
Продолжать учить детей поддерживать
коллективный разговор речевое
взаимодействие со сверстниками,
активизировать словарь з а счет
использования слов (кругосветное
путешестви е, названий транспорта, городов)
Воспитательные : Воспитывать любовь к
родному краю.
Пластилинография
«Поезд радости»
Образовательные : Продолжать учить детей
использовать в работе нетрадиционную
технику работы с пластилином , з акреплять у
детей исполь зование различных приемов
работы в технике «пластилинография»:
Побуждать детей использовать
дополнительные материалы для обогащения
изображения .
Коррекционно -развивающие: Закреплять
умение ориентироваться на листе бумаги,
обозначать положение деталей сл овами:
сверху, снизу, посередине.
Развивать у детей мелкую моторику рук,
Воспитательные : Воспитывать
аккуратность, бережное отношение к общей
работе; желание помогать окружающим,
делать приятное и полезное .


Страница 26

26

3.2. Календарно -тематическое планировани е по железнодорожной
направленности для детей общеразвивающей направленности

3.2.1. Старший возраст 5-6 лет

месяц Тема Цели, задачи
Модуль «Калейдоскоп профессий»
сентябрь «Кто ведет по езда» Расширять представления детей об
особенностях железнодорожно го
транспорта, его назначении и видах
(пассажирский, грузовой, специальный).
Развивать кругозор, природную
любознательность. Познакомить с
профессиями: машинист, помощник
машиниста. Прививать детям любовь и
уважение к труду работ ников -
железнодорожников.
декабрь «Все профессии
нужны, все
профессии важны»
Продолжать знакомить детей с профессиями
их родителей – железнодорожников. Дать
представ ление о работе начальника поезда,
осмотрщика вагонов; о профе ссиях
связанных с работой желез нодорожной
ст анции и во кзала: начальник стан ции,
дежурный по станции, диктор станционного
радио; о профессиях с обслуживанием
железных дорог и железнодорожного
транспорта: осмотрщик пути,
дефектос копист, ремонтник пути и др;
ос новных оруди ях труда, используемых в
профес сионально й деятельности.
Воспитывать чувство гордости за
значимость труда своих родителей.
март «Красота, доброта и
нежность стальных
ма гистралей»
Расширять пре дставление детей о
железнодорож ных профессиях. Дать
представление о труде женщин –
железнодорожниц: расш ифровщик, на -
рядчик локомотивных бригад, рабочий по
ремонту и стирке спецодежды, кладовщик,
бухгалтер, уборщик служебных помещений
и др; отметить значимость их труда в
бесперебойной работе ма гистрали.
Вос питывать бережное и чуткое отно шение
к самым близким людям, потребность
радовать мам – железнодорожниц добрыми

Страница 27

27

делами.
Модуль «Азбука безопасности»
октябрь «Эти правила нужны,
эти правила важны »
Знакомить детей с правилами поведения на
железной дороге и в железнодорожном
транспорте, чтобы обеспечить себе и другим
безопасность.
Познакомить с назначением платформы для
пассажиров, железнодорожного моста,
знаком “Подземный переход”.
Формировать уважительное, заботливое
отношение к окружающим.
январь «Знаки и символы
железной до роги»
Расширять пред ставления детей о знаково -
симво лической системе железнодорожного
транспорта: эмблема ОАО «РЖД»; что у
детского сада есть своя символика (логотип)
и что он обозначает; цветовое различие
железнодорожного транспорта в
зависимости от его назначения: поезда,
вагоны; отли чия формы
железнодорожников.
апрель «Что такое хорошо и
что такое плохо»
Расширять зн ания детей о том, что может
про изойти при определенном поведении на
железной дороге и в железнодорожном
транспорте. Продолжать знакомить с
основными правилами, которые сл едует
соблюдать, находясь на вокзале, в
железнодорожном транспорте, чтобы
обеспечить себе и другим безопасность.
Модуль «Станция Алтайская – моя малая Родина»
ноябрь «Как все
начиналось…»
Знакомить детей с историей возникновения
железной дороги Барнаул – Новосибирск,
строительством и развитием станции
«Алтайская», ее значением для жизни
родного города Новоалтайска.
Расширять представления детей о способах
передвижения людей и перевозимых грузах
в прошедшие годы и в настоящее время.
Воспитывать любовь к родному краю,
уважение к труду работников
железнодорожного транспорта.
февраль «Кто работает на
железнодорожном
вокзале?»

Развивать у детей интерес к
железнодорожным профессиям. Обобщать
знания детей о том, что находится на
станции, части поезда, о желез нодорожных

Страница 28

28

профессиях. Развивать интерес к
железнодорожным профессиям, закреплять
умение детей отвечать на вопросы полным
ответом.
Воспитывать и уважение к труду
железнодорожников.
май “Где ночуют
поезда?”.
Расширять представления детей о
железнодорожном транспорте, объектах
железнодорожной отрасли.
Познакомить с депо – местом, куда
возвращаются поезда после поездки и как их
там готовят к сле дующей.
Формировать у детей уважение к труду
железнодо рожников – своих родных и
близких людей.

3.2.2. Старший возраст 6-7 лет

месяц Тема Цели, задачи
Модуль «Калейдоскоп профессий»
сентябрь «Знакомство с
различными видами
транспорта»

Продолжать знакомить с профессиями
людей, работающих на железнодорожном
транспорте. Формировать у детей
представление о разных в идах
железнодорожного транспорта. Развитие
фантазии и воображения детей, развитие
умения передавать форму объекта
средствами конструктора; закрепление
навыков скрепления.
Воспитывать уважение к профессиям людей,
обслуживающих подвижной состав.
декабрь «Же лезнодорожные
профессии»

Продолжать знакомить детей с профессиями
железнодорожной магистрали, уточнить и
расширить представления профессиях
машинист, проводник, диспетчер, монтер
пути, обходчик, осмотрщик вагонов,
билетный кассир. Сформировать понимание
того, что работа на железной дороге нужна и
ответственна; развивать интер ес к
железнодорожным профессиям. Р азвивать
логическое мышление, творческие
способности, мелкую моторику, память,
выразительность интонаций, мимику
движений. В оспитывать у детей уважен ие к

Страница 29

29

людям, работающим на железной дороге.
март «Мои родители —
железнодорожники»

Продолжать знакомить детей профессиями
людей работающих на железной дороге.
Знакомить с прошлым и настоящим
железной дороги.
Воспитывать уважение, чувство гордости за
своих родителей и людей работающих на
железной дороге. Формировать знания о
правилах поведения на железной дороге
Модуль «Азбука безопасности»
октябрь «Безопасность на
железной дороге»

Обогащать знания детей о безопасном
поведении на железной дороге.
Продол жать знакомить детей с основными
правилами безопасного поведения на
железной дороге. Развивать память,
мышление, умение логически правильно
излагать свои мысли, умение действовать по
инструкции, внимание.
Воспитывать чувство ответственности за
свои поступк и, чувство осторожности.
январь «Сигналы,
регулирующие
движение на
железной дороге»

Уточнить представление о сигналах,
регулирующих движение на железной
дороге. Расширять представления о
правилах поведения на железной дороге.
Уточнять представления о раб оте
светофоров и семафоров. Познакомить с
элементами переезда железнодорожного.
Развивать умение отгадывать загадки.
Развивать мышление, зрительное внимание,
умение ориентироваться в окружающем
мире. Учить рисовать железнодорожные
знаки.

апрель «Железнод орожные
пути»
Познакомить детей с основными правилами
безопасного поведения на железнодорожных
путях. Развивать память, мышление,
внимание, умение логически правильно
излагать свои мысли, умение действовать по
инструкции. Воспитывать чувство
осторожности, от ветственности за свои
поступки.
Модуль «Станция Алтайская – моя малая Родина»
ноябрь «Станция Алтайская
- моя малая Родина»
Расширять представления детей о родном
городе, станции Ал тайская. Продолжать

Страница 30

30

знакомить с прошлым и настоящим стан ции
её подра зделений.
февраль «Три вокзала - это
нашей истории
строки»
Расширять представления детей об объек тах
железнодорожной отросли: станциях,
вокзалах, их назначении. Рассказать детям о
том, что на станции Алтайская за всё время
её существования было построен о три
вокзала. Формировать положительные
представления о строительных профессиях.
май «Железнодорожные
традиции и му зейные
экспонаты»
Продолжать расширять пред ставления детей
о становлении и развитии железно дорожной
ма гистрали в России. Рассказать об
основателе железнодорожного дела -
императоре Николае 1, его последователях,
о введении тра диции праздновать "День же -
лезнодорожника". Знакомить с музей ными
экспонатами, отра жающими истори ческий
фон железнодорожной эпохи ст. Ал тайская.

3.3. Описание материально -технического и методического обеспечения
Программы.
3.3.1. Предметно - развивающая среда

 Художественная литература для чтения детям (В. Маяковский «Кем быть?»,
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» и др) .
 Книги серии Даня Петров «Железная дорога. Знания для малышей»,
«Железнодорожные профессии», Всё о правильном поведении детей на
железнодорожном транспорте», «Железная дорога. От конной рельсовой
дороги до высокоскоростных поездов» .
 Альбомы «История железной дорог и», «Железнодорожные профессии».
 «Как все начиналось», «Новоалтайск – частичка души Алтая» и др.
 Каталог «Вагоны пассажирские и грузовые» В.И.Цыганкова.
 Набор открыток «100 лет Западно - Сибирской железной дороге»
 Модульное оборудование, напольный конструктор для сюжетно - ролевых
игр «Пое зд», «Вокзал» .
 Игротека юного железнодорожника .
 Картотека дидактических игр .
 Наборы раскрасок с выполнением заданий «Железная дорога без
опасности», «Правила поведения на железной дороге» .
 Интеллект –карты «Железнодорожные профессии», «Правила поведения на
железнодорожном транспорте», «От паровоза до сапсана» и др.
 Альбом рисунков лауреатов международного детского творческого
конкурса по экологии на темы «Железная дорога – эк ологический вид
транспорта» и «Э колята – друзья и защитники Природы» .

Страница 31

31

 Альбом «Исто рия Российских железных дорог в открытках» .
 Развивающий стенд «Российские железные дороги».

3.3.2. Электронные образовательные ресурсы

https://rzd -museum.ru/expositions Музей железных дорог России
https://www.youtube.com/watch?v=KUUtQdvlcPc Изучаем поезда и
железнодорожный транспорт для детей / Обучающее видео про железную
дорогу
https:// www.youtube.com/watch?v=kjLwHp0eAk8 Железнодорожный транспорт
для детей. 3D мультик HD. Развивающее видео про железную дорогу
https://www.youtube.com/watch?v=sjxQdtwifVU Мультфильм для малышей, п ро
паровозы. Изучаем грузовой и пассажирский поезда, типы вагонов.
https://youtu.be/IfSEuEjnczg М ультстудия «Ладушки» Детского сад а №180 ОАО
«РЖД» «Поезд желаний»
http s://youtu.be/uObXPd3vFfE Мультстудия «Ладушки» Детского сада №180
ОАО «РЖД» «Станция Алтайская»
https://www.youtube.com/watch?v=DftFT6v79CA Железнодорожные профессии -
Проводник
https://www.youtube.com/watch?v=H6c8DQrHSUE Железнодорожные профессии
-Диспетчер
https://www.youtube.com/watch?v=JkVis -wFqAY Железнодорожные профессии
–М ашинист
https://www.youtube.com/watch?v=wUDdzvHE9iE Железнодорожные профессии
- Слесарь по ремонту тягового подвижного состава
https://ww w.youtube.com/watch?v=EaFN0AQa4g4 Железнодорожные профессии
- Слесарь по ремонту тягового состава
https://www.youtube.com/watch?v=SCgk1XqSm2s Железнодорожные профессии
-Дежурный по станции
https://www.youtube.com/watch?v=en3ka7_jmfM Железнодорожные профессии -
Оператор сортировочной горки
https://www.youtube.com/watch?v=1ToeUEJ5CUQ Железнодорожные профессии
-Составитель поездов
https://www.youtube.com/watch?v=L -CvQkieH7I Железнодорожные профессии -
Осмотрщик вагонов
https://www.youtube.com/watch?v=clI -U_bHMO8 Железнодорожные профессии -
Электромонтёр контактной сети

3.3.3. Список научно – методической литературы

Затеева Е.В., Ермакова Г.Г., Лобас Н.А., Иванова Е., Г Наш друг паровозик
приглашае. :методич еское пособи е / Под ред. Е.В.Затеевой. – Барнаул:
АКИПКРО, 2013.

Страница 32

32

Марина Улыбышева «От паровоза до «Сапсана». Лит. – худож. Изд. Для детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Вступ. слово В.И.
Якунина. – М.: ООО «Издательский дом «Фома», 2012.
Царскос ельская железная дорога в творчестве детей XX Ι века - Москва :
«Типография « Новости», 2011.
Аверкина Е. К., Жорина Н.А. Путешествие по железной дороге:
Иллюстрированное методическое пособие для воспитателей и родителей. –
М.:ГОУ «Учебно – методический це нтр по образованию на железном
транспорте», 2009.
Железная дорога в картинках. Самые, самые… красивые и необычные – М.:
ООО «Пиар – пресс», 2010.
От конной рельсовой дороги до высокоскоростных поездов. – М.: ООО «Пиар –
Пресс», 2009 .
Железная дорога в русской литературе : антология / [ авт. Сост.:С.Ф.
Дмитриенко]. – М.: Изд. Дом «Ж. – дело», 2012.
Железная дорога глазами детей. – Москва: ООО «Издательский дом
«Транспортная книга», 2008.
«Моя железная дорога» подарочное издание. Москва: ООО «Единые сети»,
2007.
























Страница 33

33

IV . ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
4.1. Краткая презентация Программы по профориентационной
направленности « Дошкольник и мир железной магистрали »

В Программе действий по повышению качества общего образования в
час тных образовательных учреждениях в ОАО «РЖД» до 2030 года от 30 марта
2021 г. № 658/р одной и з стратегических задач является: у силение
профориентационной составляю щей в педагогическом процессе, а так же
использование цифровых о бразовательных технологий в процессе обучения.
Именно эти целевые ориентиры определяют содержание рабочей программы
«Дошкольник и мир железн ой магистрали » по развитию ценностного
отношения детей дошкольного возраста к корпоративным традициям,
связанным с профессиями на железнодорожн ом транспорте. Программа
выстроена на основе регионального компонента, с учетом ведомственной
принадлежности дошкольного учреждения к открытому акционерному
обществу «Российские железные дороги».
Программа состоит из двух блоков:
1. Познавательный (группы общ еразвивающей направленности для
детей 5 -6 лет, 6 -7 лет)
2. Тематический (группы компенсирующей направленности для
детей 5 -6 лет, 6 -7 лет) с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
В программе выделено 3 тематических модуля :
 Азбука безопасности
 Калейдоскоп профе ссий
 Станция Алтайская – моя малая Родина
В содержании каждого модуля указаны цели, задачи и р аскрыто
содержание деятельности.
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий,
выстроенных в определенной логике, направленных на формир ование у
дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее
профессиях. В програм му включен цикл из 18 познавательных занятий для
первого блока (группы общеразвивающей направленности для детей 5 -6 лет, 6 -
7 лет) и цикл из 6 познавательных, 6 ко ррекционно -речевых, 18
художественно -продуктивных занятий для второго блока (группы
компенсирующей направленности для детей 5 -6 лет, 6 -7 лет) с тяжелыми
нарушениями речи (ОНР) .
Занятия проводятся в рамках:
Основной образовательной программы дошкольного о бразования Детск ого
сад а №180 ОАО «РЖД» г. Новоалтайска Алтайского края ,
Адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования частного дошкольного образовательного учреждения Детский сад
№180 открытого акционерного общества «РЖД» д ля детей с тяжёлыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
в различных разделах деятельности детей:

Страница 34

34

 И гровой
 Коммуникативной
 Познавательно -исследовательской
 Восприятие художественной литературы и фольклора
 Конструирование
 И зобразительной
 М узыкальной
 Двигательной
Для организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями
детей используются разнообразные формы партнерства: Консультации,
выставки литературы на тему «Детям о железной дороге» , фотовыставки .
Совместно с родителями проводятся:  экс курсии на железнодорожные
предприятия; изготовление макетов «Железная дорога»,
 создание альбомов «Железнодорожные династии»,
 Брейн -ринг «Знатоки железной дороги» .




























Страница 35

35

Лист внесения изменений и дополнений










п/п Содержание измен ений, дополнений Реквизиты документа
































Страница 36

36

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
дата проведения________ группа_____________ проверку проводили ________________

№ Вопросы Положительный
ответ
Отрицательный
ответ
1 Кем работают твои папа
и мама?

2 Что делает на работе
мама?

3 Что делает на работе
папа?

4 Люди каких профессий
работают на железной
дороге?

5 Что делает машинист?
6 Что делает провод ница?
7 Что делает кассир?
8 Что делает монтер пути?
9 Что делает диспетчер?
10 Что делает начальник
станции?

11 Какие профессии
железной дороги ты еще
знаешь?

12 Кем ты хочешь стать,
когда вырастешь?
Почему?
железнодорожник другая профессия