cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«РЖД детский сад № 47 »


ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий
________ Е.П. Малаканова
Приказ № 100 -ОД от 31.08.2023 г.













Положение
о группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи























г. Новоалтайск

Страница 2

2

1. О бщи е поло ж ения

1.1. Н ас тоящ ее П олож ение о работ е гр упп ы комп енсир ую щ ей
направл енно сти для детей с тяжелы ми наруш ениями речи частн ого
дошкольн ого образовательн ого учреждени я «РЖД детский сад № 47 » (далее –
По ложение) разработано с учетом требов аний норм атив но -пр аво вых
док ументов и орг аниз ации корр екционн о-обр азов ательно й дея тельно сти в
Учреждении .
1.2. Н ас тоящ ее П оложение регулир ует дея тельность группы
компенсирующ ей напр авленно сти для детей с тяжелыми наруш ени ями речи
(далее – с ТНР) частного дошкольного образовательного учреждения « РЖД
детский сад № 47 » (далее – Учреждение).
1. 3. Настоящее П олож ение опр еделяет цели, задачи, содержание и
пор ядок о рганиз аци и обр азов ательной дея тельно сти компенсир ую щ ей
гр уппы для детей с ТНР в Уч реждении и разработ ано в соотв етств ии с:
• К он венци ей о правах р ебенка;
• Ф едеральным законо м № 273 -Ф З от 29 .12 .2012 «О б об разов ании в
Россий ской Ф едерации» ;
• Прик азом Мино брн ауки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утв ерж дении
федеральн ого го сударств енного обр азов атель ного станд арт а до школ ьного
обр азов ания»;
• По становлением Гл авн ого государственно го санитарно го вр ача РФ № 2
от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 -21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» ;
• По становлением Гл авн ого государственно го санитарно го вр ача РФ № 32
от 27 .10. 2020 года «Об утверждении санитарно -эпидемиологических правил и
норм СанПиН 2.3/2.4.3590 -20 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения »;
• Ф едеральны м законом от 24.07 .19 98 г. «Об основных гаранти ях
прав ребенк а в Российской Ф едерации» ;
• приказом Министерства просвещения РФ № 373 от 31.07.2020 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного
образования» ;
• П рик азом Мини стерств а обр азов ания и науки Россий ской Ф едераци и от
20 .09.2 013 г. №1082 «Об утверж дении полож ения о психо лого-медико -
педагогич ес кой комиссии» ;
• У ставом учреждения .
1. 4. Гр упп а комп енсир ую щ ей направл енн ости для детей с ТНР (далее –
группа комп енсир ую щ ей направл енн ости) явл яется структ урн ой единиц ей
Учр еждени я, оп ределя ется Плановыми заданиями по комплектованию частных
образовательных учреждений ОАО «РЖД» на учебный год, утвержденными
Департаментом управления персоналом ОАО «РЖД» .
1.5. Гр уппа комп енсирую щ ей направл енно сти – форм а орг аниз аци и
обр азов ательно го проц есса , при ко торо м дети с ТНР, об учают ся по
адапт иров анной обр азов ательной прогр амме дош коль но го обр азов ания для

Страница 3

3

детей с ТНР , разработ анной Учр еждени ем само сто ятельн о на осно ве
Федеральной адаптированной об разо ватель ной прогр аммы дош кольного
образов ани я.

2. Ц ели и задачи группы комп енсир ую щ ей напр авл енно сти для детей с
ТНР
2. 1. Ц елью дея тельн ости группы комп енсирующ ей направленно сти
являе тся соз дание оп тим аль ных психо лого-педагогич еских условий для
осво ения адаптиров анной образов ательной прогр аммы д ошко льного
обр азовани я (д алее – АО П ).
2.2. Задачи группы комп енсирую щ ей напр авленно сти:
• ор ганизация ко мпл ексной помощи во спит анник ам Учреждени я по
ко ррекци и ТНР ;
• сво евременно е вы явл ение особых обр азов атель ных потр ебностей
во спит анни ков, им ею щих ТН Р;
• об еспечение индив идуально ори ентиров анной психо лого -медико-
педагог ичес кой помощи во спит анн ик ам, им еющим ТНР, с учето м особ енно стей
их психоф изич ес кого развит ия и индивид уальных возможн остей;
• пр едупр еждени е возм ожных трудно стей в проц ессе шк ольно го
обучения;
• обеспечение вз аимод ействия в разр аботке и реа лиз ации ко ррекци онных
меро при яти й педагогич ес ких, медицин ских рабо тников Учр еждени я и
др угих орг аниз аций, специ ализир ую щи хся в обл ас ти оказания по ддержки
детям, им еющим н аруш ения речи ;
• обеспечение вз аимод ействи я с родит елями (з аконными
представит елями) воспит анни ков Учр еждени я по пр еодол ению у ребенка
ТНР ;
• повыш ени е педаго гич еской комп етент ности родит елей (з аконных
представит елей) в вопро сах разви тия и воспит ания детей дошкольного
возр ас та, им ею щ их ТНР.

3. П орядок ком плект ован ия группы комп енсирующ ей
напр авленности для детей с ТНР
3.1. Зачисление детей в группу комп енсирую щ ей напр авленно сти
пр оисходит в соотв етстви е с правил ами «При ема зая вл ений, по стано вки на
учет и зачисления детей в обр азов ательны е ор ганиз ации, реа лиз ующи е
обр азов ательны е прогр аммы дошкольн ого обр азов ани я», с соблюд ени ем
количес тв енн ых норм детей в группе и при условии нали чия своб одных мес т.
3.2. Реш ени е о зачи слени/переводе ребенк а в группу
комп енсир ующ ей н аправл енно сти для детей с ТН Р выносит ся прик азом
заведующ его на основ ании заключ ени я ПМПК, с об язательного согл асия
ро ди телей (законных представит елей).
3.3. В группу комп енсир ую щ ей напр авленно сти приним аю тся дети с
учето м возр ас та и уровня речевого развити я.
3. 4. При ему в группы комп енсирующ ей напр авл енности подл ежат дети с
норм альным слухом и первично сохранным инт елл ектом. Пр иему в группу
компенсирующ ей напр авл енно сти не подлежат дети, имею щи е забол евания,

Страница 4

4

которы е являют ся про тивопок азани ями дл я зачисления в Уч реждение.
3. 5. Срок корр екционно го об учени я определяе тся заключ ением ПМПК.
3. 6. Пр едельн ая наполн яемо сть групп комп енсирующ ей напр авл енно сти
определяе тся действующим з аконо датель ством.

4. Органи зация и сод ерж ани е рабо ты в групп е комп енсирующ ей
напр авленности для детей с ТНР

4.1. Группа является структурной единицей Учреждения .
4.2. Режим работы группы – пятидневная рабочая неделя , в ыходные дни –
суббота, воскресенье, праздничные дни.
4.3. Режим пребывания воспитанников группы компенсирующей
направленности утверждается приказом заведующего Учреждением в соответствии с
Плановыми заданиями по комплектованию частных образовательных учреждений
ОАО «РЖД» на учебный год, утвержденными Департаментом управления
персоналом ОАО «РЖД» .
4.4. Распор ядок дня группы устанавлив ае тся с учѐто м тр ебов аний
адаптированной образов ательной п рогр аммы и СанПиН а.
4.5. Группы об ес печив аю тся специальн ым об ор удо ванием и пособи ями
в соотв етствии с возр ас том детей, с учето м уровн я речевого р азви тия детей
и тр ебов аний СанПиН.
4. 6. Корр екцио нно -педагогич ес кая по мощь детям с ТНР
осуществляется в соответствии с рекомендациями заключения ПМПК .
4. 7. Кадровое обеспечение реализации АОП в группе осуществляется
следующими специалистами: учитель-логоп ед, педаго г-психо лог,
музык альны й руко вод итель, инструкт ор по физич еско й культ уре, во спи татели.
4. 8. Пл аниров ание все го объ ема работы опр еделяе тся целями и задачами
ко ррекцион но-развиваю щ ей дея тельно сти в соотв етстви и с требовани ями
АО П дл я детей с ТНР и СанП иН.
4.9. Орг ани зация об разов ательного пр оцесса в гр упп е регл аментируется
учебны м планом, рас писани ем занятий, перспективны ми пл анами, режи мом
дн я.
4. 10 . О сно вными организ ационными форм ами работы в групп ах
являют ся фронт альные, под групп овые и инди видуальны е ко рр екцио нны е
занятия.
4.1 1. Колич ество и периодично сть индивид уальных корр екц ионн ых
занятий определяется АО П .
4.1 2. Учит ель-логоп ед пр оводит корр екционны е занятия в соотв етств ии с
гр афиком работы, цик логр аммой дея тель но сти.
4.1 3. Ди агностик а уро вня разви тия детей в групп е осущ ес тв ляе тся 2 раза в
год (сент ябрь, м ай).
4.14 . Воспитатель группы выпо лняе т задани е учит еля-логоп еда по
закрепл ению отр абатыв ае мых на корр екцион ных занятиях навыков.
4.1 5. Сроки корр екционн ой работы с детьми, им ею щ ими ТН Р, в групп е
могут составлять от 1 года до 2-х лет в соотв етств ии с реко мендациями ПМ ПК и
зави ся т от степени выр аженно сти речевых наруш ений, дин амики
ко ррекци онной работы, инди видуальн о-лично стных особенностей ребенка.

Страница 5

5

4.16. В пери од пр ебывания в групп е дл я детей с ТНР во спи танник может
быть направлен на по вторно е об следование специали стами ПМПК дл я
уточн ени я речево го заключ ени я и опр еделения условий дальнейш его
получени я обр азов ани я в случая х пр едполо жит ель ного вы явлени я учит елем-
логоп едом, педагого м-психологом следующих клинич ес ких форм и состояний :
недор азвити е речи, об услов ленно е умств енной отстало сть ю ;вы раженные
наруш ени я слуха и зрения; наруш ение комм уник ати вной ф унк ции в форм е
ранн его детского аутизм а, расс трой ства аути стичес кого спектра; задержка
псих ичес ко го разв ити я.

5. У частники кор рекционной рабо ты в групп е для детей с ТНР
5.1. Учит ель -логоп ед:
5.1 .1. Яв ляе тся ведущим специ алистом в групп е для детей с ТНР,
который орг аниз ует корр екционн ую работу, коор динир ует во спит ательн ую и
обр азов ательн ую работу. В составе рабочей группы специалистов
разр абатыв ае т АО П дошкольного обр азов ани я дл я группы д етей с ТН Р.
5.1 .2. Пров одит перви чно е логоп еди чес ко е об следов ание в начале
учебно го год а (се нт ябрь ), а такж е мониторинг речевого развит ия детей с ТНР в
конц е учебно го год а (м ай), документ ально фик сир ует дин амику устр анения
речевы х наруш ений у во спит анников гр уппы.
5.1 .3. Запол няе т речевую карту на каждого воспит анни ка группы для
детей с ТНР в соотв етствии с речевым статусом ребѐнк а, с учетом закл ю чения
ПМПК.
5.1 .4. Само стоятельно отбирает методы и при ѐмы ло гоп едич еской
помощи, к орр ектир ует содержание кор рекци онной рабо ты.
5.1. 5. Вз аимод ействует с педаго гич ес ки ми работни ками, родит елями
(з аконны ми представит елями) :
– по пров едению корр екцио нной р аботы с во спитанник ами гр уппы ;
– по вопро сам о своени я АО П дл я детей с ТНР.
5.1. 6. Об еспечив ае т вз аимод ействие с семь ями воспит анников
Учреждения по пр еодо лению у детей ТНР. Пр ово ди т по выш ени е
педаго гич еской к омпетент ности родит елей (з аконных пр едстави телей) в
вопро сах развит ия и во спит ани я детей.
5.1. 7. О сущ ес твл яет связь со специ алистами учр ежд ений
зд раво охр анени я, специ али стами ПМП К.
5.1. 8. Контрол иру ет вы по лнение во спит ателями, музык альны м
руководителем , ин структ оро м по физичес кой культ уре реком енд аций
по пр оведению корр екционной рабо ты с воспит анник ами группы.
5.1. 9. Взаимод ейств ует с педагогом-псих ологом Учр еждения по
вопро са м кор рекци и психич еских про цесс ов у во спи танни ков.
5.1.1 0. Ведѐт необходим ую документ ацию по пл аниро ванию, пр оведению
и учету корр екцио нной работы и еѐ результ атов.
5.2. Воспит атель группы дл я детей с ТН Р:
5.2 .1. Созд ае т пр едм етно-развив ающ ую среду дл я преодол ения
речевы х наруш ений у во спи танников согл асно реком енд ациям учит еля-
логоп еда.

Страница 6

6

5.2 .2. Пров од ит педагогичес кую ди агностику освоения А ОП
во спит анник ами группы.
5.2 .3. Пл анирует и п ро водит с воспит анниками группы :
– обр азов ательн ую дея тельно сть, осущ ес тв ляе мую в проц ессе организ аци и
различных видов детской дея тельности: игрово й, к омм уни кати вной, тр удов ой,
познавательн о-исс ледователь ской, прод укти вной ;
– обр азов ательную дея тельно сть, осущ ес тв ляе мую в ход е режи мных
моменто в;
– са мостоятельную д ея тельно сть детей;
– учас тв ует по д руковод ством учителя-логоп еда в реа ли зации
ко ррекци онных меропр иятий, об еспечив аю щих корр екцию и комп енса цию
отклон ений в речевом развитии, с учето м воз рас тных и п сихо физиол огич еских
особенн остей во спитанников г руппы.
5.2 .4. О сущ ес тв ляе т контроль за правильным прои знош ени ем
скорр ектиров анных учителем-логоп едом зв уков на эт апе автом атиз ации у
во спит анни ков группы во всех вид ах детской дея тельно сти, са мостоятельн ой
дея тельно сти, р ежимных момент ах в течени е дня.
5.2 .5. Вз аимод ейств ует с учит елем-лого педом, педаго гич ески ми
работник ами Учр ежд ения, родит елями (з аконны ми пр едставит елями)
во спит анни ков г руп пы по вопр оса м реализ ации А О П .
5.2 .6. Вовл екает в корр екционн ую работу родит елей (з аконных
представит елей) воспит анников, обес печив ае т заинт ерес ов анно сть в ее
результ ативн ости.
5.2 .7. Ведет необходим ую документ ацию по пл аниров анию и
пр оведению с во спитанник ами группы:
– обр азов ательной дея тельн ости, осущ ес тв ляе мой в проц ессе организ аци и
разли чных видов детской деятельн ости, в ход е режимн ых м оментов,
самостоятель ной деятельности ;
– корр екционных меропри ятий (по заданию учит еля-логоп еда),
об ес печи ваю щи х корр екцию и ко мпенсаци ю отк лонений в речевом развитии, с
учетом воз рас тных и психофи зио логич еских особенностей во спи танников
группы.
5.3. М узык альный руково дитель:
5.3 .1. Пл анир ует сод ерж ани е работы по освоению детьми с ТНР А ОП в
обр азов ательной об ласти «Х удож ес твенн о-эстетич ес кое развити е», реш ая
задачи музык ально го во спит ания. Про водит обр азов ательну ю деятельно сть,
осущ ес тв ляе мую в проц ес се ор ганизации музык альн ой дея тельно сти
воспит анни ков с учѐто м их возр ас тных и психо физ иол огич еских
особ енно стей. О тбир ае т музык альный реперт уар с учетом пр оведения
корр екционн ой работы с воспи танник ами группы.
5.3.2. О сущ ес тв ляе т контроль за правильным прои знош ени ем
скорр ектиров анных учителем-логоп едом зв уков на эт апе автом атиз ации у
во спит анни ков группы во вр емя обр азов ательно й д ея тельно сти,
осущ ес тв ляе мой в проц ессе орг аниз ации музык альн о-худож ес тв енной
дея тельно сти.
5.3.3. Вз аимод ейств ует с учит елем-логоп едом, педаго гич ески ми
работник ами Учр ежд ения, родит елями (з аконны ми пр едставит елями)

Страница 7

7

во спит анни ков по вопро са м реа лиз ации задач музык ально го обр азовани я и
разви тия детей до ш ко ль но го во зрас та в услови ях Учреждения .
5.3.4. Ведет необходим ую документ ацию по пл аниро ванию
обр азов ательной дея тельн ости, осущ ес тв ляе мой в проц ессе орг аниз ации
музык ально -худож еств енно й деятельности в оспит анников группы .
5.4. Ин стр уктор по физич ес ко й культуре:
5.4 .1. Пл анир ует сод ерж ани е работы по осво ению детьми с ТНР АОП в
обр азов ательной обл ас ти «Фи зич еско е разви тие».
5.4 .2. Совм ес тн о с во спит ателем группы пр оводит образов ательную
дея тельность с воспит анник ами гр уппы, осущ ес тв ляе мую в пр оцессе
организ аци и деятельн ости по физич ес кой кул ьт уре с учѐто м их возр ас тн ых и
психо физиол огич еских особенн остей.
5.4 .3. Во вр емя пр оведени я обр азов ательной деятельности по ф изич ес ко й
кул ьтуре:
– осущ ес тв ляе т кон тр оль за правильным пр ои знош ением
скорр егиро ванных учителем-логопедом зв уков на эт апе автом атиз ации у
во спит анни ков г руппы ;
– регулир ует физич ес кую нагр узку, следит за физич еским состоянием
во спит анни ков г руп пы .
5.4.4. Вз аимод ейств ует с учит елем-логоп едом, педаго гич ески ми
работник ами Учр ежд ения, родит елями (з акон ными пр едставит елями)
во спит анни ков группы по вопро сам реа лиз аци и А О П в обр азов ательн ой
обл ас ти «Физ ичес кое разви тие».
5.4.5. Ведет необходим ую документ ацию по пл аниро ванию
обр азов ательной деятельно сти по овладени ю деть ми гр уппы физич ес кой
кул ьтурой, э лементарны ми норм ами и правил ами здоро вого обр аза жиз ни.
5.5. П едагог -психо лог :
5.5 .1. П ро водит перви чн ое психо логич ес кое об следов ание детей в
начале учебного год а (се нтябрь), осущ ес тв ляе т мон иторинг психич ес кого
разви тия детей с ТНР в се редин е год а (по необход имо сти) и в кон це учебно го
года, док умент ально фик сир ует дин амику психич ес кого разви тия у
во спит анни ков г руп пы .
5.5 .2. Со ставл яет план корр екц ион ной работы с во спит анник ами,
им еющим и ТНР.
5.5 .3. Опр еделяе т перио дично сть и продо лжит ельно сть пров едения
индиви дуальных или под группов ых занятий в групп е дл я детей с ТНР.
5.5 .4. Самостоятельно отбир ае т метод ы и при ѐмы псих ологич ес кой
помощи, к орр ектир ует содержание кор рекци онной рабо ты.
5.5.5. О сущ ес тв ляе т контроль за правильным прои знош ени ем
скорр егиров анных учителем-логоп едом зв уков на эт апе автом атиз ации у
во спит анни ков г руп пы во вр емя корр екционных занятий.
5.5.6. Вз аимод ейств ует с учит елем-логоп едом, педаго гич ески ми
работник ами Учр ежд ения, родит елями (з аконны ми п редставит елями)
во спит анни ков по вопро са м реа ли зации А ОП .
5.5.7. О сущ ес тв ляе т по выш ение комп етентно сти родителей (з акон ных
представит елей) в вопросах п сихи чес кого развит ия детей.
5.6. Родит ели (з ако нные пр едставит ели) :

Страница 8

8

5.6 .1. Явл яют ся равноп равными учас тник ами корр екцио нн ого и
обр азов ательно го проц есса .
5.6 .2. Знаком ятся с сод ержани ем АО П и учас твую т в реа лиз аци и в
час ти орг аниз ации корр екцион ного соп ровожд ения вн е Учреждения.
5.6 .3. Созд ают в семь е услови я, благоп ри ятны е для общ его и речевого
разви тия ребенка.
5.6 .4. Вз аимод ейству ю т с педагог ически ми работн ик ами по п реодол ению
речевых наруш ени й ребенк а.
5.6 .5. Выполн яют р еком енд ации учителя-логоп еда, п едагога-психол ога,
во спит ателей гр уппы по осущ ес тв лению коррекцио нных меропри ятий вн е
Учр еждени я и об еспечению непреры вности корр екцио нно-образов ательно го
проц есса .

6. Рук оводство и контро ль
6.1. Работу группы комп енсир ующ ей напр авленно сти возгл авляе т и
ко ординир ует заведующий Учреждени ем .
6. 2. Н а должно сть учителя-логоп еда назн ачают ся лиц а, имеющи е
вы сш ее специ ально е обр азов ание.
6. 3. Н а дол жно сть во спит ателя гр упп ы назн ачают ся лиц а, имею щ ие
вы сш ее или средн ее специ альн ое (педагогич ес кое) о бразов ани е и прош едши е
по дгот овку на курса х п о в ы ш е н и я к в а л и ф и к а ц и и п о р а б о т е с д е т ь м и с
О В З .
6.4. Уч ебно -методич ес кое руковод ство дея тельно стью групп о сущ ес тв ляе т
заместитель заведующего по учебно -воспитательной работе .
6.5. Права и об язанно сти педагогич еско го и об служив ающ его персонала
групп опр еделяю тся пр авил ами вн утр енн его трудо во го рас пор ядк а и
должн остны ми ин струкци ями и др угими лок альн ыми акт ами.

7. С роки действия по лож ения
7.1. Н ас тоящ ее По ложение прин имается педагогич еским советом и
утв ержд ае тся прик азом з аведую щ его Учрежд ени ем. Срок данно го Полож ения
не огр аничен. Д анное По лож ени е действует до при нятия новог о.
7.2. В Пол ожени е могут быть вн есе ны изм енени я и/или доп олн ения.
Пр едлож ения о внесении из менений и/или дополн ений в Полож ени е вно ся тся
любой из сторон с обо снов анием причин дл я их вн ес ения. Далее пр едложени я
выно ся тся на об суждени е педагогич еского сов ета. П о реш ению
педагогич ес кого сов ета заведую щий Уч реждением изд ает прик аз о вн есе ни и
изм енений и/или доп олнений в По лож ени е.
7.3. Все изм енени я и дополн ени я к насто ящ ему Полож ению являют ся
действит ельны ми, если они сов ерш ены в пи сьм енной форм е и под писаны
упол но моч енными пр едставит елями всех стор он (з аведующ ей Учрежд ением,
представит елем работ ников).
7.4. Н ас тоящ ее По лож ени е мож ет утр атить силу досрочн о:
- по согл аш ению сторон ;
- как проти вор ечащ ее законод ательству и лок альн ым норм ати вным
акт ам Учр еждения и/или не отвечаю щ его современн ым тр ебов аниям к
услови ям труда в Учр еждении (обр азо вательному проц есс у, охр ане труда и

Страница 9

9

соблюд ению т ехники б езопас но сти и др.).
7.5. Стор она, желаю щ ая пр екратить действ ие нас тоящ его Полож ения,
должн а зая вить об этом в п исьменном вид е др угой сторон е не поз днее , ч ем з а
меся ц до пр едпол агае мо го выход а из действ ую щ его Полож ени я.