Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
Частное дошкольное образовательное учреждение«РЖД детский сад № 47 »
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий детским садом
______________ Е.П. Малаканова
Приказ № 115 -од от 29.08.2024 г.
Ада птированная
дополнительна я общеразвивающая программа
«Нейродинамическая ритмопластика »
художественной направленности
для детей для детей с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелыми нарушениями речи) 5-7 лет
срок реализации 1 год
Автор -разраб отчик программы:
Павлова Юлия Николаевна ,
педагог дополнительного обра зования
г. Новоалтайск
2024 год
Страница 2
2Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цели и задачи программы 5
1.3. Прин ципы программы 6
1.4. Особенности разв ития дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)
6
1.5. Планируемые результаты освоения программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ 9
2.1. Разделы программы 8
2.2. Методические условия реализации программы
10
2.3. Услови я реализации программы 11
2.4. Взаимодействие с семьей
22
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ 24
3.1. М атериально -техническо е обеспечени е программы
24
3.2. Методическое обеспечение программы
24
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛПРОГРАММЫ 25
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ 2V
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Страница 3
3I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Ритмика – это ритмические движения под музыку, и именно она является
начальным этапом освоения искусства танца. Танец – это средство воспитания
и развития личности ребѐн ка, которое способно создать благотворную почву
для раскрытия его потенциальных возможностей и самореализации.
Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу
положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребѐнка,
делают его п оведение естественным и красивым.
Занятия ритмикой и танцем развивают физические качества,
вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость,
координацию движений, устраняют такие физические недостатки как
сутулость, косолапость, искр ивление позвоночника и т.д. Танец обучает
правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает
ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству,
улучшает состояние здоровья.
Программа разработана в соответствии с нормативно -правовыми
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитан ия обучающихся»;
приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
правила оказания платных образовательных услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 г. № 1441;
указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
приказ Министерства Просвещения Российской федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП
2.4.3648 -20 ); СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от
Страница 4
428.01.2021 № 2.
Указанные нормативные основания позволяют разрабатывать
образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).
Предоставление дополнительных услуг позволяет более полно
удовлетворить образовате льные потребности детей и их родителей (законных
представителей) ; оказывать поддержку и развитие способностей и талантов у
детей, основанных на принципах справедливости, всеобщности и направленной
на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихс я.
Данная программа (без специального отбора учащихся, в отличие от
специализированных учреждений) рассчитана на 1 год обучения и
предполагает проведение занятий с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет .
Новизна программы заключается в том, что програм ма включает в себя
комплексные упражнения творческого характера — серий специальных
двигательных режимов, окрашенных художественным словом, которые
направлены на всестороннее развитие ребѐнка.
Нейродинамическая ритмопластика – это синтез поэзии, театра,
хореографии, физкультуры, психогимнастики, стретчинга, образных
танцевальных, логоритмических комбинированных игровых упражнений,
способствующая совершенствованию навыков сознательного владения своим
телом, развития крупной и мелкой моторики, чувства ритма, координационных
способностей, общему оздоровлению организма .
Нейродинамическая ритмическая пластика – комплекс двигательных и
речевых упражнений творческого характера, которые способствуют
улучшению разговорных навыков, ритмики, мелкой и крупной моторики , а
также общему повышению координационных умений. Другими словами, это
различные действия, связанные между собой одной идеей или логической
цепочкой. К упражнениям нейродинамической ритмопластики относятся:
небольшие театрализованные постановки по мотив ам детских
всеми любимых произведений;
визуализированные сказки,
образные поэтические упражнения, эмоциональное чтение стихов
с мимикой и жестикуляцией;
танцевальные этюды,
хореографические постановки;
психологическая гимнастика.
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Нейродинамическая
ритмопластика» (далее – программа) является программой художественной
направленности. Программа построена в соответствии с принципами и
требованиями ФГОС ДО, направлена на всестороннее ра звитие ребѐнка -
дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи) развивая его по всем направлениям: физическому,
Страница 5
5познавательному, речевому, художественно -эстетическому, социально -
коммуникативному.
Актуальность программы
П рогра мма нейродинамическая ритмопластика имеет всестороннее
воздействие на развитие ребенка в целом, а также на стимуляцию речевых
способностей, в частности. При таком подходе достигается более глубокий и
устойчивый результат, нежели при локальной работе исключ ительно с речевой
функцией ребенка.
Регулярное применение данного метода поможет ребенку:
скорректировать отклонения в развитии речевого аппарата;
улучшить физиологическое и речевое дыхание;
согласовать движения с речью;
преодолеть барьеры во взаи модействии и общении с другими детьми,
улучшить коммуникативные навыки;
создать положительный психологический и эмоциональный фон;
повысить скорость и точность реакции;
улучшить все виды памяти;
научиться контролировать свои движения;
нормализова ть мышечный тонус, выработать правильную осанку
и ощущение равновесия;
сформировать способность воспринимать различные эмоции на
основе мимики и жестов;
развить невербальный аппарат.
1. 2. Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для всестороннего воздействи я на
развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 4 – 7 лет , а
также стимуляци я речевых способностей .
Задачи программы:
развитие навыков танцевального движения;
развитие артикуляционной моторики ;
развитие реч евых навыков, с использованием элементов театрализации,
музыки, песен, стихов, хореографических этюдов ;
развитие контроля над движениями, согла сован ности движения с речью;
создание положительного психологического и эмоционального фона ;
улучшени е всех видов памяти .
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
(ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ):
• развитие речевого дыхания;
• развитие речевого и фонематического слуха;
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие ориентировки в пространстве;
• развитие коммуникативных функций.
1. 3. Принципы программы
Страница 6
6Для достижения цели программы необходимо опираться на следующие
основны е принципы:
наглядность -демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ,
имитация движений;
доступность - обучение от пр остого к сложному, от известного к
неизвестному;
систематичность - регулярность занятий с постепенным увеличением
количества упражнений, усложнением способов их выполнения;
индивидуальный подход - учет особенностей восприятия каждого
ребенка;
увлечен ность - каждый должен в полной мере участвовать в работе;
сознательность - понимание выполняемых действий, активность.
1. 4. Планируемые результаты освоения Программы
После освоения содержания программы ожидаются следующие
результаты:
Ребенок будет знат ь:
единые требования о правилах поведения в музыкальном
зале и требования к внешнему виду на занятиях;
новые обозначения элементов и связок;
названия изученных элементов;
сведения о новых направлениях и видах в музыке;
как можно координировать ре чь и движение;
как правильно владеть телом.
Ребенок будет уметь:
самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы танцев;
согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
владеть корпусом во время исполнения движений;
координировать свои движения;
соединять отдельные движения в хореографической композиции;
ориентироваться в пространстве;
выполнять движения и комбинации на середине зала в ускоренном
темпе;
выражать образ с помощью движений, мимики;
владеть испо лнительским мастерством сценического танца;
работать над выразительностью исполнения танцевального и
театрального репертуара;
эмоционально и технически верно выступать перед зрителями;
исполнять хореографический этюд в группе.
1.5. Особенности разви тия дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
Страница 7
7речи) – это дети с поражением центральной нервной системы, у которых
стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями
психической деятельности.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение
речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и
звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте
(Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников
может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с
выраженными проявлениями лексико -грамматического и фонетико -
фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития,
отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим
недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка
ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из
звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания
сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность
употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для
обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий
предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают
корневые слова, лишенные фл ексий. Пассивный словарь шире активного, но
тоже крайне ограничен.
Практически отсутствует понимание категории числа существительных и
глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный
характер. Фонематическое развитие находится в зачато чном состоянии.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры
слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность
ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной
предметной и глагол ьной лексики. Возможно использование местоимений,
союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях
ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом
отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций,
отсут ствует согласование прилагательных с существительными, отмечается
смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно
развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован
предметный и глагольный словарь, связанный с трудов ыми действиями
взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только
оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой
структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность
фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой
Страница 8
8фразовой речи с элементами лексико -грамматического и фонетико -
фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже
предложени й сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи.
При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений
слов.
Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует
существительные и прилагательные с уменьшительными суффи ксами, глаголы
движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании
прилагательных от существительных. По -прежнему отмечаются
множественные аграмматизмы.
Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в
согласовании прилагательных и числительных с существительными.
Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены
могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в
искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится
произношение слов сл ожной слоговой структуры. Ребенок может повторять
трех - и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом
потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное
понимание значений слов, выраженных приставками и суффикса ми.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется
незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка.
Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т -т’ -с-с’ -ц], [р -р’ -л-л’ -
j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов,
проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический
образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение
звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность
речи и нече ткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это
показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются
стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально -
оттеночных, уменьшительно -ласкательных, увеличительных). Отмеча ются
трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает
затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих
языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую
трудность для этой категории детей предста вляют сложные предложения с
разными придаточными.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной
нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций,
психической активности.
Страница 9
92. СОДЕРЖАТЕЛЬН ЫЙ РАЗДЕЛ
2. 1. Разделы программы
Основные разделы программы
«Введение» - педагог знакомит в игровой форме с одним из видов
хореографического искусства – ритмикой и содержанием программы.
Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время
пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.
«Ритмопластика» - включает в себя коллективно -порядковые и ритмические
упражнения, имеющие целью музыкально -ритмическое развитие детей. Раздел
«Ритмика» включает ритмичес кие упражнения, музыкальные игры, музыкальные
задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное
музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их
танцевальных способностей.
«Растягивающие упражнения » (пс ихогимнастика)
Помогают избавиться от мышечного напряжения и расслабить сухожилия.
Снимают стресс. Способствуют улучшению внимания, концентрации .
«Пальчиковая гимнастика » - является очень важной частью работы по
развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они
способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы
отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их
деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя дв ижения
взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость,
умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности. Благодаря развитой руке, расширяются возможности ребенка в
формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и
качествами предметов через непосредственные практические действия с этими
предметами.
«Танцевальные этюды» - способствуют развитию танцевальности,
эмоциональности.
«Постановка» - знакомство с композицией танца . Данный раздел включает в
себя разбор и отработку основных движений, отработку сложных движений,
изучение рисунка танцевальной композиции и различных связок. Показ танца
является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления дети
воспитыва ют отношение к публичному выступлению и самоутверждаются.
Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями
и творческим состоянием той или иной группы.
«Театральная постановка » – постановка сценок из любимых сказок,
небольшие эт юды на тему, которую придумают дети.
Работа с учащимися и создание для них наиболее благоприятных условий
развития может осуществляться разными путями с использованием различных
методов и приемов, выбор которых связан с интересами и особенностям и самого
пе дагога и его мастерством.
Страница 10
102. 2. Методические условия реализации программы
Игровой метод. Основным методом обучения детей дошкольного возраста
является игра, так как игра это основная деятельность, естественное состояние детей
дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о
том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим
компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель,
какое -либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью,
уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Метод аналогий. В программе широко используется метод аналогий с
животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог,
используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария
головного мозга ребенка, его пространственно -образное мышление, способствуя
высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания. Этот метод
используется в театральной деятельности.
Словесный мет од. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснением исполнения движений, оценка.
Практический метод. Заключается в многократном выполнении конкретного
музыкально -ритмического движения.
Осмысление, переживание и воспроизведение худо жественного образа
активизирует процесс творческого, духовного развития. Поэтому при организации
учебной деятельности важный аспект – опора на эмоциональную сферу:
увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность,
занимательность и т.п.);
вызов удивления, восхищения;
вызов заинтересованности в изучении языка танца;
эстетическое оформление кабинета;
стимулирование положительных переживаний, связанных с передачей
художественных образов посредством танцевальных движений;
использование игр и игровых приемов; музыки.
При этом выбор заданий определяется направленностью на развитие
творческих способностей через следующие способы организации
педагогического взаимодействия:
стимулирование проявлений образного мышления,
эмоционально окраш енной интуиции, воображения;
создание условий, позволяющих детям проявить инициативу к
творчеству и поиску;
учет психологических особенностей, индивидуальных предпочтений,
интересов и склонностей занимающихся;
включение в работу эффективных методов и приемов;
создание особого психологического климата в детском коллективе,
способствующего свободному обмену мнениями, формированию чувства
внутренней свободы;
Страница 11
11 создание условий для правильной организации творческой деятельности.
Методы диагностики лично стного развития учеников:
наблюдение;
беседа;
сравнение и анализ выполняемых упражнений, этюдов; итоговый
анализ полученных умений и навыков учащихся за период обучения;
открытие занятия для родителей;
фото и видео материалы.
Также оценка эффект ивности выполнения программы на отдельных этапах ее
реализации может осуществляться с помощью тестирования, позволяющего
судить о качестве решения образовательных задач.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно детей с
тяжелыми нарушени ями речи, создаются специальные условия в соответствии с
заключением психолого -медико -педагогической комиссии:
преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа
действий, зрительного образца перед вербальными методами на
первоначально м периоде обучения;
стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о
выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога,
информирование о возникающих проблемах);
обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное пр оговаривание
инструкций, коротких и ясных по содержанию);
нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера);
расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии.
2.3. Условия реализации программы
Организационные условия реализации программы:
Прогр амма рассчитана на детей: 4 -7 лет.
Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность одного
занятия для детей
4-5лет – 20 мин .;
5-6лет –25 мин.;
6 -7 лет – 30мин.
Форма организации учебно -воспитательного процесса: групповая.
Программа обучения данного возраста рассчитана на год и предназначена для
улучшения здоровья, комбинированные игровые вербально -динамические,
эмоционально -творческие упражнения нейродинамической ритмопластики,
оказывают многофакторное комплексное воздействие на ре чевое, сенсорное,
психическое моторное и интеллектуальное развитие, а также на речевой аппарат и
связанные с ним дыхательные функции. Ос новной формой обучения являются
групповые (фронтальные) формы занятия. Когда педагог преподносит детям новый
материал – фронтальная форма работы, мелкогрупповая – когда оценивает качество
Страница 12
12выполнения упражнений. Реализация программы предполагае т работу в помещении,
оборудованном зеркалам и, и с хорошей вентиляцией и освещением, возможностью
использовать звуковоспроизводящую технику. С детьми проводятся беседы по
разъяснению элементарных правил поведения на занятиях и технике безопасности в
соответствии с их возрастом. Также проводятся проф илактические беседы с
родителями.
Актуальным для занятий является применение здоровьесберегающих
технологий, создание комфортной атмосферы, а также «ситуаций успеха» .
Структура занятий 1-го года обучения для детей 4-5 лет
1. Вступительная часть:
построен ие в шеренгу, поклон.1 минута
Основная часть:
движения по кругу; 5 минут
развивающая игра с небольшой физической нагрузкой; 5 минут
театральная деятельность; 7минут
2. Заключительная часть:
игра на восстановление дыхания и на построение, поклон. 2 минуты.
Структура занятий 1-го года обучения для детей 5-6лет
1. Вступительная часть:
построение в шеренгу, поклон.1минута
Основная часть:
движения по кругу; 5 минут
развивающая игра малой подвижности; 3 минуты
театральная деятельность ; 10 минут
развивающая игра с небольшой физической нагрузкой; 4 минуты
2. Заключительная часть:
игра на восстановление дыхания и на построение, поклон. 2 минуты.
Структура занятий 1-го года обучения для детей 6-7 лет
1. Вступительная часть:
построение в шеренгу, поклон. 1минута
Основная часть:
движения по кругу; 5 минут
театральная деятельность ; 10 минут
движения по диагонали; 10 минут
развивающая игра с небольшой физической нагрузкой; 2 минуты
2. Заключительная часть:
игра на восстановление дыхания и на построение, поклон. 2 минуты.
Педагог регулярно должен осуществлять контроль за успеваемостью и
поведением детей. Ведется как текущий контроль, так и диагностика на
открытых уроках (проводится 2 раза в год).
Прогнозируемая результативность
По окончании пе рвого года обучающиеся
будут знать:
Страница 13
13 характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный);
темп музыки и движения (быстро, медленно, уверенно);
названия простых общеразвивающих упражнений (в соответствии с
программой);
как правильно управлять сво им телом ;
методику дыхания ;
названия простых танцевальных шагов (прыжок, подскок, галоп, шаг).
будут уметь:
слушать и выполнять указания педагога во время занятия;
иметь навыки актерской выразительности (умение передать некоторые
художественные об разы);
знать движения, изученные по
программе 1-го года обучения;
владеть понятиями «круг», «шеренга», «линия», «колонна»;
иметь навыки построения по указанным выше рисункам;
иметь чувство ритма, уметь выполнять хлопки под музыку (на
сильную долю);
знать простейшие хореографические термины («VI позиция», «II
позиция», «поклон», «полу пальцы»);
согласовывать движения с музыкой или стихотворением
участвовать в постановках, концертах, открытых уроках.
Виды и формы контроля освоения программы :
те кущий (после каждой темы);
итоговый (в конце учебного года проводится обобщающее занятие).
Формой проведения обобщающего занятия является праздник «Раскрасим
красками наш танец». Организуется с использованием театрализации и
приглашением родителей. Также наблюдением результативности является
проведение открытых уроков, ежегодных отчетов перед родителями. Исполняется
запланированный концертный репертуар, что дает возможность пронаблюдать
освоенные навыки, а именно: умение правильно согласовать движение с музыкой,
переход из одного движения в другое, исполнить постепенный этюд на заданную
тему. А также умение дисциплинированно вести себя на занятии.
Содержание программы 1 года обучения
1. Вводное занятие
Знакомство детей с учебным кабинетом, его оборудование м. Экскурсия
по музыкальному залу. Знак омство с правилами поведения в учреждении и в
кабинете. Игровой тренинг «Давайте познакомимся».
2. Ритмопластика
Понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы. Поклон -приветствие.
Позиция ног –VI.
Хлоп ки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой,
вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.
Страница 14
14Положения головы . Прямо, вверх -вниз; «уложить ушко» вправо и влево;
повороты в право и влево; упражнения «тик -так» – «уложить ушко» с задержкой в
каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).
Музыкальные темпы: вальс, полька. Импровизационные движения в
соответствии с каждым темпом.
«Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4.Темп умеренный.
Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания, на один такт.
«Мячик» - прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный.
Прыжок на два такта, затем на один такт, и четыре и более прыжков на один такт.
Упражнения для рук и кистей . Руки поднять вперед на уровень
грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить
вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают
«фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми
пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.
Упражнение для плеч . Оба плеч а поднять вверх и опустить,
изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение
рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми
руками впереди назад, двумя – поочередно и по одной.
Понятия: «птичка», «утюжок», «флажок». «Птичка» - оттянутый
носок вперед, в стороны. «Утюжок» - стопа сокращена, вынос ноги
на пятку вперед и в стороны. «Флажок» -поднимание ноги до
колена с натянутой стопой.
Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в
стороны с поворотом головы вправ о и влево. Исполняться поклоны
могут как по VI позиции, так и по II позиции.
Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам
шагами на месте –по два шага в каждую точку.
Поднимание на полу пальцы по VI позиции .
2. 2. Элементы музыкальной грамот ы
Определение и передача в движении: характера музыки (веселый,
грустный, спокойный) .
Реверанс для учениц.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Различение правой и левой ноги, руки, плеча.
Повороты вправо и влево.
Движение по линии танца и против линии танца.
Движение по диагонали.
Построения и перестроения:
в колонну по одному;
в пары и обратно;
из колонны по два в колонны по четыре и обратно;
из колонны в шеренгу;
круг, сужение и расширение;
свободное размещение в зале;
Страница 15
15 «воротца».
Упражнения на повторение движений растений.
Танцы импровизации
Упражнения:
для развития чувства ритма,
под чтение стихов.
2.4. Психогимнастика
Помогает избавиться от мышечного напряжения и расслабить сухожилия.
Снимают стресс. Способст вуют улучшению внимания, концентрации.
«Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое,
как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять.
Сначала ―тает‖ и повисает голова, затем опускаются пле чи, расслабляются руки и так
далее . В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды.
Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и
превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
«Де рево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить
их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и
превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище,
вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы
раскачиваетесь, как дерево.
«Кошечка»
Исходное положение: стоя на четвереньках. Имитировать потягивание кошки:
на вдохе прогибать спину, поднимая голову вверх, на выдохе выгибать спину,
опуская голову. В ыполняется 6 — 8 раз.
Упражнение «Слепые шаги»
Ребенок с завязанными глазами стоит спиной. Инструкция: «Если я дотронусь
до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до
левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное
упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться
в пространстве, опираясь на слух.
Помогают избавиться от мышечного напряжения и расслабить сухожилия.
Снимают стресс. Способствуют улучшению внимания, концентрации, полезны для
письменной работы.
«Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое,
как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять.
Сначала ―тает‖ и повисает голова, затем опускают ся плечи, расслабляются руки и т.
д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды.
Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и
превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
«Д ерево»
Страница 16
16Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить
их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и
превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище,
вытяните руки вверх . Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы
раскачиваетесь, как дерево.
«Кошечка»
Исходное положение: стоя на четвереньках. Имитировать потягивание кошки:
на вдохе прогибать спину, поднимая голову вверх, на выдохе выгибать спину,
опуская голову. Выполняется 6— 8 раз.
Упражнение «Слепые шаги»
Ребенок с завязанными глазами стоит спиной. Инструкция: «Если я дотронусь
до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до
левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное
упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться
в пространстве, опираясь на слух.
Упражнение «Слон»
Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует
одновременную работу обоих полушар ий. Выполняется так: нужно встать, слегка
согнув ноги в коленях; одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой
руки, глаза смотрят вдаль; теперь необходимо совершать вращательные движения
верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую
восьмерку» от центра; затем упражнение повторяется с другой рукой в другую
сторону. Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ
восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.
2.5 . Уп ражнения для развития мелкой моторики
«Кулак – ребро – ладонь»
Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга:
ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет
движение вместе с взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений.
Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя
руками.
«Начинаем рисовать»
Обеими руками в воздухе рисуем фигуры, которые проговариваем в стихе.
Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.
«Начинаем рисовать усложненный вариант»
Страница 17
17Начало упражнения такое же, как и в предыдущем, но добавляем фигур:
Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.
Треугольники, квадрат,
Несколько кругов подряд,
А еще добавим точки,
Крестики, нули, крючочки,
В воду кисти окунем
и немного отдохнем.
«Перекрестное марширование»
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Н ужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой
по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой
одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по
противоположной ноге.
Упражнение «Капитан»
Одной рукой отдаем честь, поднося ее ко лбу внутренним ребром ладони, как бы
прикрываясь от солнца. Другой рукой показываем «лайк», все пальцы собраны в
кулак кроме большого, который оттопырен вертикально вверх. Руку можно держать
перед грудью, со гнутой в локте, но веселее – выпрямить, вытягивая вперед. Меняем
руки. Ускоряем темп.
«Лягушка»
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола
(ладошка). Одновременно и однонаправленно менять положение рук.
«Ухо – нос»
Взят ься левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо.
Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с
«точностью до наоборот».
«Блинчики»
Попеременно меняем руки: правая ладонью вниз перевѐрнута к столу, левая ладонью
вве рх, попеременно по сигналу меняем положение ладоней (как бы переворачиваем
блинчики).
Упражнение «Гриб -Полянка»
Страница 18
18Одна рука символизирует гриб: располагаем предплечье вертикально вверх, кисть
собрана в кулак. Гриб стоит на полянке. Полянку делаем из второй руки
горизонтально расположенной под первой выпрямленной ровной ладонью вниз, как
за партой. Затем пеняем руки. Увеличиваем темп.
Его так же делаем в ритм стиха:
Под осиной, у ворот
Подосиновик растет.
И горит -горит на нем
Шапка красная огнем.
Упражнение «Г олуби летели»
Руками делаем волнообразные движения, имитируя движение крыльев птиц. Затем
сгибаем руки в локтях, приближая кисти к плечам, касаясь их пальцами. Потом
перекрещиваем руки, прикладывая ладони к противоположным плечам. И поднимаем
руки вверх. Затем повторяем тоже упражнение, но руки ставим на пояс, потом на
бедра.
Голуби летели,
На плечики сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.
Голуби летели,
И на пояс сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.
Голуби летели,
На коленки сели,
Местами помен ялись,
В небо поднялись.
Упражнение «Дом -ѐжик -замок»
Ребенку показывают три положения рук, последовательно сменяющих друг друга:
а) соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с
усилием нажимать на пальцы левой, затем - нао борот, отработать эти движения для
каждой пары пальцев отдельно;
б) поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между
пальцами другой;
в) ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
Упражнение «Лиса и Заяц»
На одной руке скла дываем пальцы в «Лису». Большой, средний и безымянный
пальцы прижаты к ладони, указательный и мизинец выпрямлены и направлены
Страница 19
19вверх. Другая рука в знаке «виктория». Указательный и средний пальцы вверх,
остальные прижаты к ладони. Попеременно меняем руки.
2.6 .Танцевальные этюды
2.6 .1 . Танцевально -образные движения
«Звереритмика » - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии с
четверостишьями. Этюды, имитирующий действия человека. Постановка
музыкальных сказок .
2.6. 2. Танцевально -образная импро визация
Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в
движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий
(например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и
неодушевленных предметов. Танцевальны е шаги в образах: журавля, лисы,
кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д . Изображение неодушевленных
предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву,
поезд едет, самолет летит, ракета стартует и так далее. Через танцевальные
элементы предложить детям изобразить, как помогают дома маме, папе
(например, забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и так
далее).
Простые элементы танца
Комбинации движений на месте.
I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе.
Музыкальный размер 2/4.
1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).
2 такт – вернуться в исходное положение.
3 –4 такты – упражнение «тик -так» головой.
5 такт – отвести левую ногу на носок вперед («птичка»).
6 такт – вернуться в исх одное положение.
7 –8 такты – упражнение «тик -так» головой.
II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе.
Музыкальный размер 2/4.
1 такт – шаг правой ногой в сторону, корпус наклонить вперед, шею
вытянуть вперед.
2 такт – вернуться в исхо дное
положение.3 –4 такты – тоже повторить
еще раз.
Комбинацию повторить с левой ноги.
III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе.
Музыкальный размер 2/4.
1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).
2 такт – перевести праву ю ногу на пятку («утюжок»).
3 такт –поднять правую ногу согнутую в колене («флажок»).
Страница 20
204 такт – вернуться в исходное положение.
Комбинацию повторить с левой ноги.
IV комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены вдоль
корпуса. Музыкальный размер 2/4.
1–2 такт – правая рука изображает вол нист ые движения справа налево.
3–4 такты – левая рука изображает волнистые движения слева направо.
5–6 такты – руки перед собой согнуты в локтях, кисти в кулачках.
Исполняются круговые движения «кулачок за кулачк ом».
7–8 такты –руки разводим в стороны.
Комбинации движений в продвижении по кругу.
I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе.
Музыкальный размер2/4.
Три шага справой ноги – приставить. Три хлопка в ладоши –исходное
положение.
II комби нация. Исходное положение –ноги вместе, руки свободно вдоль
корпуса. Музыкальный размер 4/4.
Четыре шага со свободными движениями рук, затем поворот вправо на полу
пальцах, руки поднять вверх («раскрытый цветок»).
III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки в стороны.
IV Музыкальный размер2/4.
V 1–4 такты – мелкий бег на полу пальцах.
VI 5–8такты – присесть в глубокое приседание, руки опустить вниз.
2.7. Театральная постановка
Обучение детей приѐмам образного перевоплощения в основном проходит на
материале русских народных сказок, а также простых и знакомых детям сказок
современных и русских детских писателей: В. Сутеева, В. Бианки, К. Чуковского и
других. В качестве подготовки к ним можно предложить детям ритмопластические
этюды по отдельным образам. Эти этюды могут быть двух планов. Одни
исполняются на программную музыку передающую характер того или иного
персонажа. В них детям предлагается представить себя в определѐнном образе и
найти для его воплощения соответствующую выразительную пластику . В других
этюдах даѐтся задание представить и показать ка к «звери пляшут». Задача
заключается в том, чтобы исполнить танцевальные движения в характере того или
иного персонажа, придавая им то медвежью тяжеловесность, то заячью прыгучесть.
При этом к каждо му образу подбирается плясовая народная мелодия
соответствующего характера. Здесь идет побуждение детей не только к образному
перевоплощению, но и к поиску дополнительных выразительных средств,
«придумыванию» новых плясовых движений . Методика работы с этим и этюдами
состоит в следующем:
- дети слушают музыкальное произведение и определяют «про кого рассказывает
музыка», называют персонаж, его характер, возможные действия и движения;
Страница 21
21- пробуют воплотить в пластике то, что они услышали в музыке. Здесь можно
использовать образные рассказы о том или ином персонаже. Эти рассказы можно
составить из разрозненных предположений детей о содержании музыки;
- групповое исполнение детьми этюда в «сотворчестве» чередуется с
индивидуальными попытками, которые предлагаются особо выразительным
исполнителям или тем детям, кто придумал интересное новое движение, или просто
желающим. Дети -«зрители» высказывают свои впечатления о сольных
выступлениях. При этом следует побуждать их обращать внимание на зависимость
выразительности от способов выполнения движений, замечать оригинальность,
оценивать качество и эмоциональность исполнения в целом. Наконец, разрозненные
эпизоды сказки собираются воедино, и дети исполняют сказку целиком.
В процессе работы над развитием творческих способн остей детей посредством
театрализованной деятельности можно предложить детям различные
театрализованные игры, которые развивают мимику и пантомимику, интонацию,
воображение, фантазию, выразительность движений. Например,
игра «Сказочные герои» :
сказать, чт о сейчас все ребята будут превращаться в разных сказочных героев – они
будут двигаться друг за другом в образах этих героев по кругу. Но движения этих
сказочных героев будут не простые, а музыкальные. Во время игры будет звучать
определѐнная музыкальная пь еса, и все ребята будут, поочерѐдно превращаясь в
героев различных сказок – людей, зверей, волшебных персонажей – двигаться в
ритме звучащей музыки. Для начала дети могут продемонстрировать образы простых
персонажей, например, колобка . М ожно изобразить, по дняв к верху руки и
образовать ими подобие шара. Под звучание русской народной музыки, медленно
кру жась, дети могут показать, как колобок катился по дорожке, курочка ряба
квохчет, машет крыльями, суетится. Другие герои поступают соответственно своим
действ иям, о которых говорится в сказке. После подобных «пробных» показов
ритмических действий сказочных героев можно со временем перейти к демонстрации
ритмико -поведенческих действий более сложных сказочных персонажей, например,
к таким:
- Иван -царевич скачет верхом на Сивке -Бурке;
- летит Жар -птица;
- «выплывает» Василиса Прекрасная;
- шагают великаны;
- идут мелкими шажками гномы;
- спешит в кукольный театр Буратино;
- Карлсон летит на помощь Малышу и так далее.
Когда в сознании детей зафиксировались нужные ви ды действий и движений, можно
проводить длительные «сказочные гонки», меняя по команде ведущего в
соответствии с музыкальным фрагментом образ сказочного героя. На основе этой
театрализованной игры можно проводить еѐ варианты – конкурсы и викторины по
услов ному названию «Угадай -ка». Педагог включает музыку, а дети должны узнать
еѐ и изобразить того или иного сказочного персонажа.
Страница 22
22Также в совершенствовании выразительности в передаче образов персонажей
сказки может помочь «пантомимическая» игра – загадка «Зерк ало» , в ходе которой
дети задумывают, какого персонажа они покажут, передадут настроение и
характерные особенности, а другие – отгадывают героя и объясняют, какому
моменту в сюжете сказки соответствует показанный образ. Затем вместе с каждым
водящим все де ти ещѐ раз передают характер и настроение того или иного персонажа
с помощью движений и мимики.
Использование ритмопластических театрализованных игр не должно сводиться
к подготовке выступления, показа того или того спектакля или драматизации. Они
рассчита ны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом и
педагогом, ведь от игры к игре активность детей и творческие проявления их будут
возрастать, они быстрее и свободнее станут перевоплощаться, проявлять большую
самостоятельность при выб оре выразительных средств художественной
выразительности передачи образа.
Также театрализованные игры помогут справиться со многими проблемами и
эмоционально -личностными особенностями детей. Робкому ребѐнку игра поможет
стать более смелым и решительным, за стенчивому – преодолеть неуверенность в
себе. Главное, чтобы ребѐнок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной
для него деятельностью, был увлечѐн сказкой, общением, музыкой, игрой. Только это
поможет развить творческое начало в каждом ребѐнке .
Обобщающ ее занятие
Проводится в форме итогового праздника «Раскрасим красками наш танец».
Ожидаемый результат: Комбинированные упражнения нейродинамической
ритмической пластики имеют всестороннее воздействие на развитие детей в целом, а
также на коррекци ю и стимуляцию речевых способностей, в частности. Достигается
более глубокий и устойчивый результат, нежели при локальной работе
исключительно с речевой функцией ребенка.
5.1. Взаимодействие с семьей
Одним из основных условий физического развития детей дош кольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья, а именно детей с тяжелыми
нарушениями речи, является создание системы взаимодействия родителей,
инструктора по физической культуре и детей путем организации единого
образовательного пространства. Оч ень важно, что бы родители одобряли детский
интерес к физической культуре и всячески его поддерживали, так как именно они
составляют первую общественную среду ребенка и являются основными
воспитателями от позиции которых во многом зависит развитие и здоро вье ребенка.
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и
интерес детей. Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на
совместную деятельность, подготовка фото -видео отчетов совместной и
самостоятельной деятельности в детск ом саду, оформление буклетов. Родители
(законные представители) - активные участники и помощники для своего ребенка.
Вместе с детьми получают новые знания, открывают своего ребенка, открывают и
Страница 23
23себя, свои тал анты и творческие способности. Работа с семей ве дется на протяжении
всего учебного года: организационные собрания, совместные проведения занятий,
итоговые собрания, посещение концертов.
Страница 24
243. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально – техническое обеспечение прог раммы
Материа льно -технические условия реализации программы соответствуют:
- СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СП 1.2.3685 -21
«Гигиенические нормативы и требования к обе спечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- правилам пожарной безопасности и электробезопасности;
- требованиям к охране жизни и здоровья воспитанников и охране труда работников
ДОУ;
- требованиям к средствам обучен ия и воспитания в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями развития детей;
- требованиям ФГОС ДО к предметно – пространственной среде;
- требованиям к материально – техническому обеспечению программы.
Музыкальный зал оснащен: телевизор – 1, аккордеон –1, акустическое пианино – 1,
цифровое пианино – 1, набор музыкальных инструментов - 3, костюмы для
театрализации в ассортименте, стулья детские 30, стулья для взрослых – 30, ковер –
1, зеркала – 6, акустическая колонка – 1, микрофон –2, шкаф -стенка – 1, ноутбук – 1.
3.2. М етодическ ое обеспечение программы
1. Барышникова Т. Азбука хореографии : – М., Айрис -пресс , 2001.
2. Малюкова И.Б. Нейродинамическая ритмопластика. Комплексные упражнения
творческого характера. «Театр пальчиковых кукол и рукот ворных актѐров».
Программа «Театр исцеляющих и развивающих движений» [Текст]: учебно -
методическое пособие / И.Б. Малюкова. – Рыбинск: [б.и.], 2014. – 32 с.
3. Малюкова И.Б. Театр исцеляющих прикосновений. [Текст]: учебно -
методическое пособие. / Малюкова И. Б. — Ярославль. Изд -во ЯГПУ им. К.Д.
Ушинского. – 2008. - 32 с.
4. Малюкова И.Б. Здоровьесберегающие технологии в детском саду и в начальной
школе [Текст]: учебно -методическое пособие / И.Б. Малюкова. — Ярославль:
Изд -во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. — 25с .
5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для
детей. - М.: Издательство «Гном -Пресс»,1998.
6. Зацепина М.Б.: - Развитие ребенка в музыкальной деятельности: Обзор
программ дошкольного образования. – М.:ТЦСфера,2010. -
7. 128с. – (Программы ДОУ; приложение к журналу управление ДОУ») .
Страница 25
254. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Краткая презентация программы
Программа разработана в соответствии с нормативно -правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
правила оказания платных образовательных услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 г. № 1441;
указ Прези дента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»;
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российск ой Федерации на период до 2030 года»;
приказ Министерства Просвещения Российской федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
постан овление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648 -20 ); СП 1.2.3685 -
21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными
постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
Указанные нормативные основания позволяют разрабатывать образовательные
программы с учетом интересов и возможностей обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).
Предоставление дополнительных услуг позволяет более полно удовлетворить
образовательные потребности детей и их родителей (законных представител ей) ;
оказывать поддержку и развитие способностей и талантов у детей, основанных на
принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и
профессиональную ориентацию обучающихся.
Данная программа (без специального отбора учащихся, в отли чие от
специализированных учреждений) рассчитана на 1 год обучения и предполагает
проведение занятий с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет .
Новизна программы заключается в том, что программа включает в себя
комплексные упражнения творческого характе ра — серий специальных
двигательных режимов, окрашенных художественным словом, которые направлены
Страница 26
26на всестороннее развитие ребѐнка.
Нейродинамическая ритмопластика – это синтез поэзии, театра, хореографии,
физкультуры, психогимнастики, стретчинга, образны х танцевальных,
логоритмических комбинированных игровых упражнений, способствующая
совершенствованию навыков сознательного владения своим телом, развития крупной
и мелкой моторики, чувства ритма, координационных способностей, общему
оздоровлению организма.
Нейродинамическая ритмическая пластика – комплекс двигательных и речевых
упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных
навыков, ритмики, мелкой и крупной моторики, а также общему повышению
координационных умений. Другими сл овами, это различные действия, связанные
между собой одной идеей или логической цепочкой. К упражнениям
нейродинамической ритмопластики относятся:
небольшие театрализованные постановки по мотивам детских всеми
любимых произведений;
визуализированные ск азки,
образные поэтические упражнения, эмоциональное чтение стихов с
мимикой и жестикуляцией;
танцевальные этюды,
хореографические постановки;
психологическая гимнастика.
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Нейродинам ическая
ритмопластика» (далее – программа) является программой художественной
направленности. Программа построена в соответствии с принципами и требованиями
ФГОС ДО, направлена на всестороннее развитие ребѐнка -дошкольника, развивая его
по всем направлениям : физическому, познавательному, речевому, художественно -
эстетическому, социально -коммуникативному.
Актуальность программы
П рограмма нейродинамическая ритмопластика имеет всестороннее воздействие
на развитие ребенка в целом, а также на стимуляцию речевых сп особностей, в
частности. При таком подходе достигается более глубокий и устойчивый результат,
нежели при локальной работе исключительно с речевой функцией ребенка.
Регулярное применение данного метода поможет ребенку:
скорректировать отклонения в развит ии речевого аппарата;
улучшить физиологическое и речевое дыхание;
согласовать движения с речью;
преодолеть барьеры во взаимодействии и общении с другими детьми,
улучшить коммуникативные навыки;
создать положительный психологический и эмоциональный фон;
повысить скорость и точность реакции;
улучшить все виды памяти;
научиться контролировать свои движения;
нормализовать мышечный тонус, выработать правильную осанку и
Страница 27
27ощущение равновесия;
сформировать способность воспринимать различные эмоции на основе
мимики и жестов;
развить невербальный аппарат.
Цель программы – создание условий для всестороннего воздействи я на
развитие ребенка в целом, а также на стимуляцию речевых способностей .
Задачи программы:
развитие навыков танцевального движения ;
развитие артикуляционной моторики;
развитие речевых навыков, с использованием элементов театрализации,
музыки, песен, стихов, хореографических этюдов;
развитие контроля над движениями, согласованности движения с речью;
создание положительного психологического и эмоционального фона;
улучшение всех видов памяти.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С
ОВЗ (ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ):
• развитие речевого дыхания;
• развитие речевого и фонематического слуха;
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие ориентировки в пространстве;
• развитие коммуникативных функций.
Принципы программы
Для достижения цели программы необходимо опираться на следующие
основные принципы:
наглядность -демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация
движений;
доступность - обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;
систематичность - регулярность занятий с постепенным увеличением
количества упражнений, усложнением способов их выполнения;
индивидуальный подход - учет особенностей восприятия каждого ребенка;
увлеченность - каждый должен в полной мере участвовать в работе;
сознательность - понимание выполняемых действий, активность.
Планируемые результаты освоения Программы
После освоения содержания программы ожидаю тся следующие результаты:
Ребенок будет знать:
единые требования о правилах поведения в музыкальном зале и
требования к внешнему виду на занятиях;
новые обозначения элементов и связок;
названия изученных элементов;
сведения о новых направлениях и видах в музыке;
как можно координировать речь и движение;
как правильно владеть телом.
Страница 28
28Ребенок будет уметь:
самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы танцев;
согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
владет ь корпусом во время исполнения движений;
координировать свои движения;
соединять отдельные движения в хореографической композиции;
ориентироваться в пространстве;
выполнять движения и комбинации на середине зала в ускоренном темпе;
выражать образ с помощью движений, мимики;
владеть исполнительским мастерством сценического танца;
работать над выразительностью исполнения танцевального и театрального
репертуара;
эмоционально и технически верно выступать перед зрителями;
исполнять хореографич еский этюд в группе.
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и
интерес детей. Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на
совместную деятельность, подготовка фото -видео отчетов совместной и
самостоятельной деятельности в детском саду, оформление буклетов. Родители
(законные представители) - активные участники и помощники для своего ребенка.
Страница 29
29ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
№
п/п
Содержание изменений и дополнений Реквизиты
документа
Страница 30
30ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективный план
на учебный год 1 года обучения
I Воспитательная работа:
а) повышение общекультурного уровня;
б) воспитательная работа на основе репертуара.
№1 Наименования мероприятия Сроки проведения
1 Орга низационные мероприятия.
Организационное собрание.
Сентябрь
2 Развитие актерских
способностей во время исполнения
танца.
Индивидуальные беседы по
результатам
диагностики
развития учащихся.
Октябрь I
ноябрь
3 Участие коллекти ва в
массовых культурных меропр иятиях,
фестивалях, конкурсах,
концертах города, края, региона.
Декабрь – март
4 Открытые уроки.
Отчетные концерты.
Апрель – май
5 Участие в мероприятии
посвященному Дню Победы
Май
6 Участие в праздничных мероприятиях,
посвященных Дню защиты детей.
Июнь
7 Закрепление и
повторение полученного материала.
Июль
8 Подготовка к
мероприятию «День знаний».
Август
Страница 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Учебно -тематический план хореографического коллектива на учебный год
Репертуарный план
Средние группы (4 -5 лет)
Название танца Тема номера Форма танца Кол ичество
испол нений
«Тучка » Детскийтан
ец
Массовые
танцы
10 -12
«Ежики»
(музыкальная
сказка)
Детскийтан
ец
Массовые
танцы
8-10
«Вот такие мы» Детский
игровой
танец
Массовые
танцы
10 -15
Старшие группы
Название
танца
Тема номера Форма танца Кол ичество
испол нений
«Листопад» Детский танец Массовые
танцы
10 -12
«Карнавал »
(музыкальная
сказка)
Детский танец Массовыет
анцы
8-10
«Васильковая
страна»
Детский игровой
танец
Массовые
танц ы
10 -15
Подготовительная группа
Название
танца
Тема номера Форма танца Кол ичество
испол нений .
«Листопад» Детский танец Массовые
танцы
10 -12
«Кадриль» Детский танец Массовые
танцы
8-10
Страница 32
32«Танец
детства»
Детский
танец
Массовые
танцы
10