cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«РЖД детский сад № 47»

Принято на заседании
педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2023 г.
УТВЕРЖДАЮ:
заведующ ий детским садом
________ Е.П. Малаканова

Приказ № 99 -ОД от 31.08.2023 г.







Дополнительная общеразвивающая программа
«ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ »
социально -гуманитарной направленности
для детей (6 -7 лет )










Автор -разработчик программы :
Павлушина О ксана Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории











Страница 2

2


г. Новоалтайск
20 23
ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3
1.1. Пояснительная записка

3
1.2. Цели и задачи реализации Программы

5
1.3. Основные принципы обучения чтению

6
1.4. Целевые ориентиры освоения Программы

6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

7
2.1 . Направления образовательной работы по обучению чтению

7
2.2. Описание способов, методов реализации Программы

7
2. 3. Перспективно –тематическое планирование

9
2. 4. Особенности взаимодействия с семь ѐй

31
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

32
3.1 . Материально -техническое обеспечение программы

32
3.2. Методическое обеспечение программы

32
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

33
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

34







Страница 3

3



1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
«Испокон века книга растит человека»
(русская пословица)

Актуальность
Многие дети старшего дошкольного возраста испытывают трудности
при овладении навыком чтения. Процесс становления чтения сложен.
Огромное значение для него имеет степень сформированности всех сторон
речи. Поэтому подготовка детей к овладению чтением в дошкольном
возрасте приобретает первостепенное значение.
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг -
родителей воспитанников (законных представителей) и требований
современной педагогической ситуации, была разработана программа
дополнительного образ ования по подготовке детей к обучению грамоте и
чтению. Ориентирована программа на детей подготовительной к школе
группы (6 -7 лет) .
За основу программы взята методика и букварь Н .С.
Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие
по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на
традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой
аналитико -синтетический метод.
Данная программа р азработана в соответствии с нормативно -правовыми
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
 приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
 правила оказания платных образовательных услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 г. №
1441;
 указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Рос сийской
Федерации на период до 2024 года»;
 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;

Страница 4

4

 приказ Министерства Просвещения Российской федерации от
27.07.2022 г. № 6 29 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требован ия к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (СП 2.4.3648 -20 ); СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными пос тановлением главного
санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
Предоставление дополнительных услуг позволяет более полно
удовлетворить образовательные потребности детей и их родителей (законных
представителей) ; оказывать поддержку и развитие способностей и талантов у
детей, основанных на принципах справедливости, всеобщности и
направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию
обучающихся.
Чтение – уникальный феномен культуры, и в каждой стране оно
выполняет функции, далеко выходящие за рамки удовлетворения
информационных и образовательных потребностей общества. Специалисты в
области чтения отмечают, что оно является очень чутким, надѐжным,
универсальным показателем состояния в обществе в целом. Грам ота у всех
народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать.
Родители, наделѐнные тонким педагогическим чутьем, и сотни лет назад
начинали обучение своих малышей чтению чуть ли не с пелѐнок.
Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни
общества, произошедших в последнее время, статус чтения, его роль,
отношения к нему сильно изменились. Многие родители считают, что чтение
– это не только задача по обучению детей элементарным навыкам. Чтение
детей – это ключ к жизни в современном информационном пространстве. Не
секрет, что многие родители хотели бы, чтобы их ребенок научился читать
еще до поступления в школу. И в этом есть рациональное зерно, ведь ничто
не способствует интеллектуальному развитию так, как чтени е. Конечно,
важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать
звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д.
Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению
читать.
Исходным принципом до школьного обучения чтению является то, что
знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые
обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до
знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется
безрезульта тным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим
знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова.
Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно,

Страница 5

5

произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научитьс я читать,
ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь
«строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой
анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания,
последовательного протягивания звук ов в произносимом слове (ДДДОМ,
ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы - сделать для ребенка слово,
его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной,
интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии
научились протягивать, уси ливать, выделять отдельные звуки в словах,
различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая
задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук.
Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек,
лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить
образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на
уровне индивидуальных возможностей каждого ребѐнка. В то же время
проводится и целенаправленная работа по обог ащению, активизации речи,
пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры,
уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух,
формируется правильное звуко - и слово -произношение.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья
происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр
со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание
узнавать новое. Пед агогу следует подбадривать ребенка, хвалить его если не
за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание
работать.
Уровень и качество сформированной связной речи - это отражение той
речевой среды, в которой: он воспитывается, начиная с самого рождения.
В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания
интереса детей к чтению являются игровые технологии.
Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и
навыки;
• создаю т игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребѐнка: эмоции, волю, чувства,
потребности, интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желан ие повторить игру в
самостоятельной деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих
способностей .
1.2. Цели и задачи реализации Программы

Страница 6

6

Цель П рограммы: создать условия для подготов ки дошкольников к
обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков,
научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Задач и Программы :
 сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и
привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
 способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;
 познакомить с новыми терминами (звук, гласный, согласный,
предложение, текст).
 развивать желание читать.
 воспитывать старательность, любовь к чтению.

1.3. Основные принципы обучения чтению
Процесс обучения чтению строится на общ их дидактических и
специфических принципах :
 принцип систематичности и последовательности : концентрическое
усвоение программы; организация и последовательная подача
материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному
обучения;
 принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение
изучаемых объектов и понятий способствует формированию более
полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
 принцип доступности и посильности : реализуется в делении
изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям
последовательными блоками и частями, соответственно возрастным
особенностям и развитию речи;
 онтогенетический принцип (учет возрастных
особенностей обучаемых).

1.4. Целевые ориен тиры освоения Программы
 Ребѐнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных
видах деятельности – игре, общении .
 Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх;
 Обладает развитым воображением, творчеством, которое реализуется в
игре;
 У ребѐнка развита крупная и мелкая моторика. Он может
контролировать свои движения и управлять ими;
 Речь ребенка становится более выразительной, четкой, громкой;
 Развиваются творческие способности, ребѐнок может фантазировать
вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и
может выражать свои мысли и желания.

Страница 7

7





2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Направления образовательной работы по обучени ю чтени ю
Содержание программы позволяет в занимательной игровой ф орме
усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия
и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению
является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения
программы используются специальные иг ры, подготавливающие слуховое
восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В
структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие
развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами
соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется
двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию
материала.
При составлении программы учитывались индивидуальные и
возрастные особенности дете й, их потенциальные возможности и
способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение
читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его
комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный м атериал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к
овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психолого -
педагогическая под держка обучающихся, создание на занятиях комфортной
атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен
ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых
для него ус ловиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья
происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр
со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание
узнавать новое.

2.2. Описание способов, методов реализации Программы
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена детям 6 -7
лет .
Общее количество заняти й – 65 .
Продолжительность занятий : 30 минут 2 раза в неделю.

Страница 8

8

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников в игровой
и доступной форме. Изучают звуки и буквы русского языка. Каждое
изучение звука и буквы может быть использована как самостоятельное
занятие, так и как часть занятия.
Реализуется следующая сх ема проведения занятия:
- уточняется правильность произношения звука;
- описывается звук;
- игра со звуком;
- рассматриваются раскрашенные картинки на определѐнную букву;
- знакомство с новой буквой;
- читается стихотворение о букве;
- определение мест а звука в слове ;
- физ культурная минутка ;
- чтение ;
- работа в тетрад ях.
Структуру занятий мож ет менять ся (корректировать ся ) в зависимости от
материала;
Подводя итоги занятия , педагог отме чает работу всех и каждого ребѐнка
в отдельности только с положительн ой стороны.
На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для
повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко
применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и
расширение знаний, умений и навыков дет ей в области грамоты. Так как
дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой
форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется
взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для
каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях.
Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную
деятельность ребѐнка на игре, данные методы превращают чтение в
желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов
обу чение. Широко применяется дифференцированный подход.
Чтобы успешно реализовать план -программу по обучению детей чтению
используются разнообразные
М етоды и приѐмы реализации программы :
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, работа по инструкции);
- практические (упражнения, игровой метод, моделирование );
- поощрение (как подкрепление за активную работу на занятии).
Ожидаемый образовательный результат к концу года
 Умение достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из
слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место
звука в слове;
 соблюд ение орфоэпически х норм произношения;
 владе ние понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

Страница 9

9

 свободно е чтение слог ов и трѐхбуквенны х слов, плавно е чтение по
слогам;
 правильно е согласо ва ние слов в предложении;
 понима ние смысл а прочитанного;
 составл ение предложени й с заданным словом, на заданную тему,
умение заканчивать предложение нужным по смыслу словом и т.п.;
 ориентиров ка на странице книги;
 правильно е использова ние предлог ов ;
 правильное произношение звуков.

2. 3. Перспективно –тематическое планирование
Для реализации поставленных задач разработан и систематизирован цикл
мероприятий, который построен с учетом принципов последовательности и
системности в формировании знаний, навыков и умений.

Учебно -тематический план
Таблица № 1
Месяц Количество
тем в месяц
Тема
Сентябрь 1 «Что я умею?» Речь устная и письменная.
2 Читаем букву «А».
3 Читаем букву «У
4 Читаем букву «О».
5 Читаем букву «М». Учимся соединять буквы.
6 Читаем букву «С». Учимся соединять буквы

Октябрь 1 Учимся соединять буквы. Учимся читать слоги.
2 Учимся соединять буквы. Учимся читать слоги
3 Читаем букву «Р». Учимся читать слова.
Большая буква в именах.
4 Читаем букву «Ш» Учимся читать слова и
предложения. Большая буква в начале
предложения.
5 Читаем и дифференцируем С -Ш. Знакомимся с
антонимами.
6 Читаем букву «С». Учимся соединять буквы
7 Читаем букву «Л». Много – один.
8 Читаем и дифференцируем Л -Р

Ноябрь 1 Читаем букву «Н». Знакомство с предлогами
2 Читаем сами –закрепление навыков чтения.
«!» знак в конце предложений
3 Учимся читать букву «К» Продолжаем

Страница 10

10

знакомить с понятием «Много -один».
4 Продолжаем учиться читать знакомые буквы.
«!» знак в конце предложений.
5 Читаем букву «Т». Слова синонимы.
6 Читаем букву «И». Твердые и мягкие звуки.
Однокоренные слова.
7 Читаем и дифференцируем «И -Ы».
8 Читаем букву «П
9 Продолжаем учиться читать и пересказывать
Учимся изменять глаголы по временам.

Декабрь 1 Читаем букву «З».
2 Продолжаем учиться читать.
Дифференциация звуков «С -З».
3 Продолжаем учиться читать, правильно отвечать
на вопросы. Закрепляем один -много
4 Читаем букву «Й». Знакомство с
прилагательным.
5 Продолжаем учиться читать. «?» знак в конце
предложения.
6 Читаем букву «Г» Однокоренные слова.
7 Продолжаем учиться читать. Дифференциация
звуков» Г - К». «?» знак в конце предложения



Январь 1 Читаем букву «В». Закрепляем предлоги.
2 Продолжаем учиться читать. Закрепление
умения изменять глаголы по временам
3 Дифференциация звуков «Г - К». Большая буква
в именах людей.
4 Продолжаем учиться читать. Изменяем глаголы
по родам
5 Учимся читать букву «Д». Продолжаем учиться
пересказывать текст.
6 Рассказываем букву Д - Т . Учимся составлять
схемы предложений
7 Учимся читать букву «Б -Б,». Составляем схемы
предложений. Учимся образовывать
множественное число существительных

Февраль 1 Различаем буквы Б -П. Отвечаем на вопросы.
Учимся задавать вопросы к картинке.
2 Читаем и играем.

Страница 11

11

3 Читаем букву «Ж
4 Звуки ж-ш, ЖИ, ШИ
5 Читаем букву «Е». Продолжаем учиться
отвечать на вопросы
6 Продолжаем учиться читать.
7 Продолжаем учиться читать.

Март 1 Читаем слова с ь знаков в середине
2 Читаем букву «Я
3 Продолжаем учиться читать знакомые буквы.
Учимся согласовывать числительные с
существительными
4 Читаем букву «Ю». Заменяем слова
местоимениям
5 Читаем букву «Ё». Составляем слова из слогов.
6 Продолжаем читать букву Ё. Закрепляем
ударение в словах.
7 Дифференциация звуков «Е -Ё». Закрепление
многозначных слов.
8 Учимся читать букву «Ч». Закрепляем ударение.

Апрель 1 Продолжаем учиться читать. Разучиваем звуки
С-Ч-Ш. Учимся находить главные слова в
предложении
2 Читаем букву «Ц». Составление схемы слов.
3 Дифференциация звуков «Ч -Ц».
4 Различаем звуки Ц -С. Закрепляем слова -
определения: какой? какое? какая? какие?
5 Читаем букву «Э». Закрепляем однокоренные
слова.
6 Продолжаем учиться читать играя. Закрепление
слов – антонимов
7 Читаем букву «Ф». Большая буква в именах
существительных.
8 Учимся читать букву «Щ». Дифференциация
звуков «Ч -Щ, Щ -С».

Май 1 Учимся читать слова с Ъ
2 Учимся читать слова с Ъ и Ь знаком. Закрепляем
умение пересказывать текст.
3 Знакомимся с парными согласными: глухие,
звонкие
4 Закрепление навыков чтения
5 Итоговое занятие с родителями

Страница 12

12





Перспективно –тематическое планирование
Таблица № 2
Месяц Тема
занятия
Задачи Содержание






Сентябрь

«Что я
умею?»
Речь
устная и
письменн
ая.
Выявить знания
детей по чтению.
Знакомство с
видами речи:
устная, письменная
(для чего нужна
речь, для чего надо
знать буквы).
Игра «Узнай букву».
Игра «Подбери слово с этой
буквой».
Игра «Назови первую букву
имени своего друга».
Рисование знакомых букв в
тетради.
Читаем
букву
«А».
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.

Игра «Подбери слова с буквой
«а». Работа с букварем стр.4.
-рассмотреть картинки,
определить позицию звука «а» в
их названиях.
-читать букву, водя пальчиком
по горизонтали.
-составление предложений с
использованием картинок
букваря.
Читаем
букву
«У».
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.

Игровое упражнение «Где
спряталась буква «у»?
Игра: «Определи, где стоит звук
«У»: в начале, середине, конце
сло ва».
Работа с букварем стр.5:
рассмотреть картинки,
определить, где стоит звук.
-чтение буквы: учить водить
пальчиком по вертикали.
-составление предложений с
использованием картинок
букваря.
Читаем
букву
«О».
Знакомство с
образом буквы
«О», артикуляция
звука,
характеристика
звука, буквы.
Игровое упражнение «Узнай
букву» - из написанных многих
букв узнать А, У,О.
Игра «Передай мяч» - назвать
слово на «О» и передать мяч
другому.

Страница 13

13

Игра «Узнай звук» - называю
слово на а, у, о, Узнать
начальный звук, назвать его.
Работа с букварем стр.6.
Чтение букв по горизонтальным
и вертикальным строчкам.
Игровое упражнение «Бежим по
дорожке» - учимся соединять
буквы.
Рисование образа буквы.
Читаем
букву
«М».
Учимся
соединят
ь буквы.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.

Игровое упражнение «Назови
слова на «М». Игра «Назови,
где спрятался звук» - на
определение позиции звука.
Работа с букварем стр.7.
-назвать картинки, определить,
где стоит звук . -составление
предложений с использованием
картинок букваря. Игровое
упражнение «Какое имя кукле
дать» - подобрать имена со
знакомыми буквами. Чтение
букв по горизонтальным
линиям и вертикальным
столбикам.
Читаем
букву
«С».
Учимся
соединят
ь буквы
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.

Игра «Угадай слово» - назвать
слово с нужным звуком.
Игровое упражнение «Где
спряталась буква «С»? - найти
на рисунке правильную букву
«С».
Работа с букварем стр.8.
Назвать карти нки, определить
позицию звука «с» в словах.
Игровое упражнение «Найди
пару» - подобрать каждой
картинке смысловую пару
(самолет -летчик, сосна -зима,
сани -гора, лиса -нора).
Игровое упражнение «Бежим по
дорожке» - на соединение букв
в слоги. Стр.11,12.
Рисова ние образа буквы в
тетради.

Страница 14

14

Октябрь Учимся
соединят
ь буквы.
Учимся
читать
слоги.
Объяснение
механизма чтения
слогов с
ориентировкой на
гласную в слоге.

Игровое упражнение «Узнай
буквы» - среди многих букв
узнать знакомые Игровое
упражнение «Бежим к букве »,
стр. 13, 14 букварь.
Чтение букваря, стр. 13,15,17 –
звуковой анализ слогов.
Игровое упражнение «Составь
слово» - составление слов по
предложенным слогам: в
начале, в конце слов.
Читаем
букву
«Х».
Учимся
соединят
ь буквы
Учимся
читать
слоги.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.

Игра «Отыщи нужную
картинку» - со звуком «х»
Игровое упражнение «Подбери
слово со звуком «Х». Работа с
букварем стр18. Рассмотреть
картинку, повторить смех
обезьянки, обратить вн имание
на знак в конце(!).
Чтение слогов.
Игровое упражнение «Бежим к
букве».
Игра «Составь слово» -
составление слов по первому
слогу.
Рисование образа буквы в
тетради.
Читаем
букву
«Р».
Учимся
читать
слова.
Большая
буква в
именах.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.


Игровое упражнение «Найди
слово» - читаю стихотворение
«Карр». Услышать слово с
нужным звуком, запомнить его.
Назвать.
Игра «Лови, не урони» - дети
ловят мяч, если услышат новую
букву, если еѐ нет, они мяч
отбивают.
Работа с букварем стр. 20 -21
Игровое упражнение «Догоняем
букву».
Чтение слогов.
Составление предложений со
словами из букваря.
Рисование образа буквы в
тетради.

Страница 15

15

Читаем
букву
«Ш»
Учимся
читать
слова и
предложе
ния.
Большая
буква в
начале
предложе
ния.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Игра «Собери чемодан» - дети
отбирают картинки с заданным
звуком «м».
Игра «Подари подарок» - дети
дарят подарок с новым звуком:
я дарю шубу. Я дарю машину.
Работа с букварѐм стр.22.
-назвать слова со звуком «Ш»,
выделяя его.
-чтение слогов, слов, работа по
составлению предложений с
заданным словом.
Игра «Буква потерялась» - ум,
…уба, …ар, ка…а.
Рисование образа буквы в
тетради.
Читаем и
дифферен
цируем
С-Ш.
Знакомим
ся с
антонима
ми.
Знакомство с
понятием
антонимы.
Игровое упражнение
«Водичка - листочки». Буква
С- водичка (моем руки), Ш –
листочки (качаются листочки).
Игровое упражнение «Кто в
домике живет» - расселить
жильцов с -ш.
Работа с букварем стр.23
Чтение слогов, слов,
предложений.
Игра «Скажи наоборот» -
знакомимся с антонимами.
Читаем
букву
«Ы».
Знакомим
ся с
однокоре
нными
словами.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Игровое упражнение «Найди
слово» – дети на картинках
находят слова с новым звуком.
Игра «Поймай не урони» -
ловят мяч и называют слово со
звуком «ы».
Работа с букварем стр.24.
Чтение слогов, слов.
-подбор однокоренных слов к
словам со страницы.
Рисование образа буквы в
тетради.
Читаем
букву
«Л».
Много –
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
Игра «Я дарю тебе словечко» -
дети подбирают слова в начале,
середине, в конце.
Работа с букварем стр.25.

Страница 16

16

один. звука, буквы. Рассмотреть кар тинку,
подобрать имена детям.
Чтение слогов, слов, текста.
Игровое упражнение «много -
один». Игра «Составь слово» -
по предложенному началу из
букваря. Рисование образа
буквы в тетради.
Читаем и
дифферен
цируем
Л-Р
Звуковой анализ
слов.

Игровое упражнение «Не
ошибись» - дети придумывают
слова с предложенными
буквами Л -Р. Игра «Я дарю
тебе подарок» -дети дарят
лыжи, радио… Работа с
букварем стр.26 -27. Чтение
слогов, слов. Звуковой анализ
слов. Повторение игры
«Скажем наоборот» - слова
анто нимы.
Ноябрь Читаем
букву
«Н».
Знакомст
во с
предлога
ми.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Игра «Я дарю тебе словечко» -
подобрать слова с буквой.
Работа с букварем стр. 28 -29.
Чтение слогов, слов,
предложений. Игр а «Где мяч» -
знакомство с предлогами.
Читаем
сами –
закреплен
ие
навыков
чтения.
«!» знак в
конце
предложе
ний.
Знакомство с
восклицательным
знаком.

Работа с букварем стр.30.
Игра «Много -один».
Игровое упражнение «Подбери
слово по его началу». Чтение
слов, предложений.
Обыгрывание картинки из
букваря.
Учимся
читать
букву
«К»
Продолж
аем
знакомит
ь с
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Игровое упражнение «Какое
имя лучше дать» - подобрать
им ена на заданную букву.
Игра «Кто где живет» -
отобрать сколько тех жильцов,
которые начинаются на «К», с
«К» в середине, в конце.
Игра «Продолжи говорить

Страница 17

17

понятием
«Много -
один».
слова» - подбор слов с буквой.
Чтение букваря стр.31. Чтение
слогов, слов, предложений.
Составление п редложений по
картинкам букваря на
закрепление правильного
употребления предлогов.
Рисование образа буквы в
тетради.
Продолж
аем
учиться
читать
знакомые
буквы.
«!» знак в
конце
предложе
ний.
Восклицательный
знак в конце
предложений.
Игровое упражнение «Скажи
ласково» - норка - норочка,
кукла -куколка…
Игровое упражнение на
определение позиции звука в
слове «Где спряталась буква».
Работа с букварем стр.32.
Чтение слогов. Слов.
Предложений.
Составление предложений с
использованием «!» зн ака в
конце.
Хоровое и индивидуальное
чтение слов.
Читаем
букву
«Т».
Слова
синоним
ы.

Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Игровое упражнение
«Догоняем букву» Игра «найди
слово» - найти предметы вокруг
с этой буквой, определить
позицию. Чтение букваря
стр.33. Игровое упражнение «Я
начну, а ты продолжи» - на
подбор слов синонимов.
Рисование образа буквы в
тетради.
Читаем
бу кву
«И».
Твердые
и мягкие
звуки.
Однокоре
нные
слова.

Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Игровое упражнение «И
Мишка…» - у Лены ручка и у
Мишка ручка.
Игровое упражнение «Помоги
букве стать мягкой» - слиг -сми,
син -сли и т.д. Чтение
букварястр.35.
Чтение вертикальных столбцов.
Игровое упражнение «Измени
слово» - однокоренные слова.

Страница 18

18

Читаем и
дифферен
цируем
«И -Ы».

Дифференциация
«И –Ы»
Игровое упражнение «Собери
чемодан» - на дифференциацию
звуков.
Составление слов
предложенному началу.
Работа с букварем стр.35 -36.
Звуковой анализ слов: кино,
картинки. Составление
предложений с этими словами.
Хоровое чтение текста стр.36.
Пересказ текста.
Читаем
букву
«П».

Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характерис тика
звука, буквы.

Игра «Назови пару» - дети в
кругу, бросаю мяч называю
твердую согласную, дети
называют еѐ мягкую пару: П -П ,,
С-С,, и т.д.(пить, плясать, петь,
прыгать, ползать, плакать,
прятаться. Подпрыгивать,
пугать. Работа с букварем
стр.37. Игрово е упражнение
«Что изменилось?» - со словами
букваря.
Продолж
аем
учиться
читать и
пересказ
ывать
Учимся
изменять
глаголы
по
временам
.
Обучение
изменению
глаголов по
временам.
Чтение слов с доски. Игровое
упражнение «Что было? Что
будет?» - изменение глагол а по
временам. Чтение букваря
стр.38 Игра «Кто быстрее?» -
составление слов по
предложенному началу. Чтение
текста. Анализ текста, пересказ.
Звуковой анализ слова «рас -пи -
ли -ли»
Декабрь Читаем
букву
«З».
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.

Игра «Поймай, не урони» - дети
стоят в кругу, ловят мяч,
называют слово с новым звуком
и определяют его положение.
Игра «Кто быстрее» -
составление слов по началу
слогов из букваря стр.39.Чтение
текста, работа с предложением
из текста. Игровое упражнение
«Смотри не ошибись» -

Страница 19

19

составление предложений со
словами со страницы букваря, с
разным положение слов.
Рисование образа буквы в
тетради.
Продолж
аем
учиться
читать.
Диффере
нциация
звуков
«С -З».
Дифференциация
звуков «С -З».
Игровое упражнение «Будь
внимательным» -услышишь
«с» -умывайся, услышишь «з» -
ползи.
Игра «Посылаю письмо» - дети
подбирают слова со звуком «С»
или «З», адресуют другим
детям, те называют звук и его
позицию в слове.
Работа с букварем стр.40.
Чтение текста.
И гровое упражнение «Язычок
играет» -чтение сложных слов.
Игра «Что изменилось» -
изменение слов с изменением
«с -з».
Составление предложений с
новыми словами.
Продолж
аем
учиться
читать,
правильн
о
отвечать
на
вопросы.
Закрепля
ем один -
много
Единственное и
мно жественное
число.
Игровое упражнение «Измени
слово» - множественное число в
именительном и родительном
падежах.
Чтение слов с доски.
Составление предложений с
этими словами (в начале,
середине, в конце
предложения).
Чтение букваря стр.41.
Анализ текста. Иг ра «Буква
потерялась» - вставить букву с -з
по смыслу.
Читаем
букву
«Й».
Знакомст
во с
прилагате
льным.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Знакомство с
прилагательным.

Игра Чтение слов с доски.
Игра «Найди пару» - соединить
слова схожие по смыслу. Работа
с букварем стр.42.
Рассматривание картинки,
составление рассказа по этой
картинке.
Чтение текста. Составление

Страница 20

20

предложений со словами.
Игровое упражнение «Какой?
Какая? Какое? Какие?»
Продолж
ае м
учиться
читать.
«?» знак в
конце
предложе
ния.
Вопросительный
знак в конце
предложения.
Игровое упражнение «Ответь на
мой вопрос», используя слова
какой, какая, какое, какие задаю
вопрос, дети отвечают.
Игра «Задай вопрос по
картинке». Чтение букваря
стр .44. -читают вопросы,
отвечают на них, используя все
виды предложений. Игровое
упражнение «Мой, мои».

Читаем
букву
«Г»
Однокоре
нные
слова.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.

Игра «Кто больше слов назовет
с буквой «Г» - две команды
соревнуются в подборе слов с
новой буквой. Игровое
упражнение «Рассели жильцов»
- дети распределяют в дома
жильцов с буквой «Г» в начале,
середине, в конце.
Чтение букваря стр.45.
Чтение текста, анализ
произведения.
Чтение слов в столбцах.
Игра «Укрась дерево» - подбор
однокоренных слов.
Продолж
аем
учиться
читать.
Диффере
нциация
звуков»
Г- К».
«?» знак в
конце
предложе
ния.
Дифференциация
звуков» Г - К».
«?» знак в конце
предложения.
Работа с букварем стр.46.
Чтение слов, текста.
Чтение вопросов к тексту.
Зарядка для язычка.
Игровое упражнение «Задай
вопрос» - дети задают вопросы
по картинке.
Январь Читаем
букву
«В».
Закрепля
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
Игровое упражнен ие «Подбери
слова» - из серии картинок с
изображением предметов
выбрать те, где есть новый звук.

Страница 21

21

ем
предлоги.
звука, буквы.

Игра «какое имя кукле дать?» -
подобрать имя на В. Работа с
букварем стр.47 -48.
Чтение слов, предложений
рассказа. Игровое упражнение
«Кто где?» - нахождение
предлогов в рассказе. Зарядка
для язычка.
Продолж
аем
учиться
читать.
Закрепле
ние
умения
изменять
глаголы
по
временам
Обучение анализу
произведения.
Чтение слов с доски.
Игровое упражнение «Подумай
и измени» - на изменение
глаголов по временам. Работа с
букварем: чтение слов, текста.
Анализ произведения. Зарядка
для язычка. Составление
предложений со словами из
букваря.
Диффере
нциация
звуков «Г
- К».
Большая
буква в
именах
людей.

Большая буква в
именах людей.
Артикуляционная разминка
(поговорка, скороговорка).
Чтение слогов до целого слова
проговариванием. Чтение слов с
доски, составление из них
предложений с обговариванием
большой буквы в начале
предложения и именах людей.
Чтение букваря стр.49. Работа с
текст ом.
Игра «Кто звонил?» -
составление имен из слов.
Игровое упражнение «Сложи
рифму», дочка -почка -ночка -
бочка и т.д.
Продолж
аем
учиться
читать.
Изменяем
глаголы
по родам.
Изменение
глаголов по родам
Чтение букваря стр.50.
Пересказ рассказа «Рисунки».
Игро вое упражнение «Сложи
правильно на изменение
глаголов по родам».
Игровое упражнение «Составь
слово» - составление слов по
предложенным в таблице
слогам. Игра «Буква
заблудилась». Игра «Кто

Страница 22

22

быстрее» -придумать слова к
слогам на стр.50.

Учимся
читать
букву
«Д».
Продолж
аем
учиться
пересказ
ывать
текст.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.

Игровое упражнение
«Благоустраиваем букву».
Игра «Назови имя, в котором
есть звук «д». Игра «Доскажи
словечко».
Дети подбирают слова к слогам
с новыми звуками.
Чтение букваря стр.51
Пересказ рассказа в «В саду
Рассказы
ваем
букву Д -
Т .
Учимся
составлят
ь схемы
предложе
ний.
Обучение
составлению
схемы
предложения.
Артикуляционная зарядка.
Игровое упражнение «Замени
букву» - заменить букву и
определить еѐ значимость:
труд -пруд -прут…Чтение
букваря стр.52 Чтение рассказа
«Два шалуна». Составление
схемы предложений с записью в
тетради.
Учимся
читать
букву «Б -
Б,».
Составля
ем схемы
предложе
ний.
Учимся
образовы
вать
множеств
енное
число
существи
тельных.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.

Игровое упражнение
«Благоустраиваем букву». Игра
«Кто больше назовѐт слов с
новым звуком» - определение
его позиции в слове. Чтение
букваря стр.53 Образовани е
множественного числа
существительного. Составление
предложений со словами на
стр.53, запись схем этих
предложений.
Февраль Различае
м буквы
Б-П.
Отвечаем
на
вопросы.
Дифференциация
«Б – П».
Артикуляционная зарядка.
Игр овое упражнение «Чем мы
отличаемся» - на различие
звуков.
Чтение букваря стр.54 -
55.Пересказ рассказа

Страница 23

23

Учимся
задавать
вопросы
к
картинке

«Грибники». Игровое
упражнение «Ответь на
вопрос», «Задай вопрос по
картинке» Игра «Какое слово я
задумал» - составление слов с
одинаковым концом: бан -ка,
пал -ка, пил -ка…
Читаем и
играем.
Образование
прилагательных от
существительных.
Дифференциация
«Б – П».
Чтение букваря стр.56 -57
Игра «Я люблю суп из … (из
грибов -грибной, из мяса -
мясной, из лука -луковый. Игра,
«Какую кличку кошке дать?»
Игровое упражнение на умение
подбирать клички животным.
Игра «Подарки» -
дифференциация звуков Б -П,
дети объединяют подарки в две
группы с буквой П и Б.
Читаем
букву «Ж
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.

Игра «Кто больше» - подбор
слов с новым звуком,
определение позиции буквы в
слове.
Игровое упражнение «строим
дом» - составление схемы к
слову жук, лужа. Игра «Составь
слово» - из слогов составляем
слова: лужа, сажа, жара. Иг ра
«Жуки» - детям раздаются
картинки, только те летят в
домик в названии которых есть
звук ж.
Рисование образа буквы в
тетради.
Звуки ж -
ш, ЖИ,
ШИ
Знакомство с
правописанием
ЖИ -ШИ.
Чтение стр.60, 59
Составление звуков ж -ш, ж -з.
Составление схем к словам Л у-
ша, лу -жа.
Составление предложений со
словами из букваря стр.60.
Знакомство с правописанием
ЖИ -ШИ.
Игра «Много -один» - нож -
ножи, лужа -лужи, кожа -кожи,
малыш -малыши…

Страница 24

24

Чтение индивидуальных
карточек.
Читаем
букву
«Е».
Продолж
аем
учиться
отвечать
на
вопросы
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы
Игра «Загадки -складки» - дети
подбирают рифмы к словам.
Чтение букваря стр.61 -62.
Игровое упражнение «Ответь
правильно» - отвечать на
вопросы букваря стр.62.
Игра «Командир» - образование
повелительного наклонения.
Рисование образа буквы в
тетради.

Продолж
аем
учиться
читать.
Знакомство с
понятием пересказ.
Заучивание скороговорки.
Игра «Закончи слово» -чтение в
букваре стр.63 слогов, побор
слов к этим слогам. Чтение
расск аза «Белка». Пересказ с
элементами драматизации.
Запись рассказа схемами в
тетради. Игра «Кто быстрее» -
подбор однокоренных слов к
слогам: кот, белка.

Учимся
читать
слова с Ь
знаком на
конце
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы
Игровое упражнение «Найди
слово» - дети выделяют слова с
ь знаком в конце из текста.
Игровое упражнение «Измени
слово» - кон -конь, ходит -
ходить…
Чтение таблицы со словами
типа – моль
Чтение букваря стр.64
Составление схемы к словам с ь
знако м на конце.
Март Читаем
слова с ь
знаков в
середине
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.

Артикуляционная гимнастика
(скороговорка). Игровое
упражнение «Прочти имя» -
сень -ка, коль -ка, вань -ка, сонь -
ка. Игровое упражн ение
«Дополни предложение» -дети
заканчивают предложение
словами с Ь знаком: Мы
танцевали польку.

Страница 25

25

Коллективное чтение букваря
стр.66 -67 - с выделением слов с
ь знаком.
Читаем
букву
«Я».
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.

Сравнительный анализ слов:
мал - мял; мать -мять. Чтение
слоговой таблицы, подбор слов
по началу. Чтение букваря
стр.68 -69. Пересказ рассказов
«Мода», «Зоя и Валя».
Составление схе м к словам:
семья, Оля. Рисование образа
буквы в тетради.
Продолж
аем
учиться
уитать
знакомые
буквы.
Учимся
согласов
ывать
числител
ьные с
существи
тельными
.
Согласование
числительных с
существительными
.
Анализ слов: вяжет, семья. Игра
«Составь слово и предложение
с заданным количеством
слов:2,3,4». Чтение букваря стр.
70 -71Анализ рассказов» Наша
яблоня», «Дикая яблоня».
Игровое упражнение «Кто
первый добежит до домика» -
команды подбирают слова с
новым зву ком.
Читаем
букву
«Ю».
Заменяем
слова
местоиме
ниям.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Знакомство с
понятием
«местоимение».
Игровое упражнение «Узнай и
назови» - из текста дети
выделяют слова с новым
звуком. Чтени е букваря стр. 72
Обыгрывание слов и слогов на
странице букваря: составление
новых слов и предложений.
Употребление местоимений.
Читаем
букву
«Ё».
Составля
ем слова
из слогов.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.

Игровое упражнение: размести
слова в домике – на
определение позиции звука:
начало, конец, середина.Чтение
слов с буквой Ё: воз -вѐз, вол -
вѐл, нос -нѐс. Чтение букваря
стр. 74 Пересказ рассказа «Дети
и ѐж». Игра «Составь слово» -
слоги на стр.75 Игра «Весѐлы й
Лѐва» - изменить в словах Ё на

Страница 26

26

О и наоборот. Рисование образа
буквы в тетради.
Продолж
аем
читать
букву Ё.
Закрепля
ем
ударение
в словах.
Закрепление
понятия
«ударение».
Заучивание скороговорки с
новым звуком. Чтение и
сравнение слов на странице
букваря7 6 -воз -вѐз, вол -вѐл,
нос -нѐс. Составление
предложений с этими словами
Чтение букваря стр. 77
Игровое упражнение «У кого
кто?» - чтение слов с доски,
определение ударения в этих
словах. Сравнение слов: замо I к-
за I мок, гво I здики - гво зди I ки.
Диффере
нциация
звуков «Е
- Ё».
Закрепле
ние
многозна
чных
слов.
Знакомство с
понятие
«многозначные
слова».
Игровое упражнение «Собери
жильцов» -слова с Е и Ё.
Игровое упражнение «Кто
быстрее?» -называю слова с Е и
Ё, выкладывают дорожку из
фишек красного и синего цвета.
Первый доходит до домика тот,
кто не ошибается. Чтение
букваря стр.78 -79
Пересказ рассказа «Ёж и кот».
Игровое упражнение «Кто это
сделал?» -поставить
местоимения к глаголам на
стр.79. Игра «Не ош ибись» -
дети выделяют партии с
многозначным значением: лук,
замок, глаз.
Учимся
читать
букву
«Ч».
Закрепля
ем
ударение.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы
(всегда мягкий).

Игровое упражнение
«Волшебные строчки» -на
чтение рифмованных строчек.
Игровое упражнение
«Разместим жильцов домики» -
размещение слов с разной
позицией звука: начале,
середине, в конце слова. Чтение
букваря стр.80 -81 Составление
предложений со словами
столбцах, определение
ударения в словах.
И гра «Поймай рифму» -

Страница 27

27

подбирают слова грач -врач,
дочка -ночка, кочка -
бочка…Игра «Составь слово» -
составление слов из
разбросанных слогов.
Игровое упражнение «исправь
ошибку» - дети исправляют
ошибку в предложениях.
Рисование образа буквы в
тетради
Продолж
аем
учиться
читать.
Разучива
ем звуки
С-Ч-Ш.
Учимся
находить
главные
слова в
предложе
нии.
Главные слова в
предложении.
Игровое упражнение
«Прочти не ошибись» - чтение
слов со звуками С -Ч-Ш. Чтение
букваря стр.82 -83 Отвечаем на
вопросы к тексту.
Чте ние текста на доске.
Определение главных слов в
предложении.
Запись предложений в тетрадь
схемой.
Заучивание скороговорки
«Шубка овечки теплее любой
ночки».
Апрель Читаем
букву
«Ц».
Составле
ние
схемы
слов.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.

Игровое упражнение «Поймай
слово» - дети из текста
выделяют слова с новым
звуком. Игровое упражнение
«Расселяем жильцов» - на
определение позиции звука в
слове. Чтение букваря стр.85
Игровое упражнение «один -
много» - на получе нии
множественного числа
существительного.
Работа в тетрадях – составление
схем к словам. Рисование
образа буквы в тетради.
Диффере
нциация
звуков
«Ч -Ц».
Объяснение
дифференциации
звуков «Ч -Ц»
Артикуляционная разминка
«Волшебные строчки».
Заучивание скор оговорки.
Сравнительный анализ слов на
основе загадок: синица -
синичка, яйцо -яичко. Чтение
букваря стр.86 Отгадывание

Страница 28

28

загадки. Игровое упражнение
«Кто быстрее?» - составление
слов с предложенными слогами.
Чтение рассказа «Подарок».
Пересказ рассказа. Игрово е
упражнение «Найди главные
слова».
Различае
м звуки
Ц -С.
Закрепля
ем слова -
определе
ния:
какой?
какое?
какая?
какие?
Объяснение
дифференциации
звуков «С -Ц».
Игровое упражнение «Кто
больше подберет картинок» -со
звуком ц -с.
Чтение букваря стр.87 Чтение
предложений со словами из
букваря.
Чтение и пересказ рассказа
«Зиме конец».
Отгадывание загадок. Работа по
картине «Весеннее солнце» -
найти слова определения.
Читаем
букву
«Э».
Закрепля
ем
однокоре
нные
слова.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука ,
характеристика
звука, буквы.

Игра «Благоустраиваем букву» -
на что похожа буква Э. Игровое
упражнение «Прочти и помести
в домик» - на определение
позиции звука в словах.
Чтение букваря стр.84
Отгадывание загадок на
страницах букваря
Игровое упражнение «Собери
букет» - на подбор
однокоренных слов. Рисование
образа буквы в тетради.
Продолж
аем
учиться
читать
играя.
Закрепле
ние слов

антонимо
в
Слова – антонимы. Игровое упражнение «Поймай
рифму»
Игра «Кто в домике живет» -на
применение местоимений он,
он а, они, оно. Чтение текста с
доски, анализ текста.
На основе текста игровое
упражнение «Замени слово» -на
использование слов -антонимов.
Игровое упражнение «Одна
семья» - составление
предложений на одну букву.
Читаем
букву
Знакомство с
образом буквы,
Игровое упражнение
«Доскажи» -договаривание

Страница 29

29

«Ф».
Большая
буква в
именах
существи
тельных.
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы
слова предложенному началу.
Чтение слоговой таблицы.
Игровое упражнение «Мои
друзья». Игровое упражнение
«Буква затеряла сь» - на знание
большой буквы в именах
собственных.
Чтение букваря стр.88
Пересказ рассказа «Светофор».
Рисование образа буквы в
тетради.

Учимся
читать
букву
«Щ».
Диффере
нциация
звуков
«Ч -Щ,
Щ -С».
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характери стика
звука, буквы.

Игровое упражнение
«Благоустраиваем букву».
Игровое упражнение «Собери
чемодан» - различие букв
Щ -Ч-С. Чтение букваря стр.90 -
91.Составление схем к словам:
щенок, роща. Рисование образа
буквы в тетради.
Учимся
читать
слова с Ъ
Разделительный
твѐрдый знак –
буква Ъ.
Игровое упражнение «Что
изменилось?» - дети читают
столбики слов с Ъ знаком и без
него. Сравнивают,
анализируют, делают вывод: Ъ
знак обозначает разделение
букв
Чтение слов в букваре стр.93
Составление предложений с
этими словами. Чтение текста с
доски с Ъ знаком.

Май Учимся
читать
слова с Ъ
и Ь
знаком.
Закрепля
ем
умение
пересказ
ывать
текст.
Слушание сказки
про Ъ и Ь знак.

Игровое упражнение «Узнай
слово» - дети в этих сказках
находят слова с ь и ъ знаками,
называют их. Игровое
упражнение «Вставь букву» -
текст на доске, дети его читают,
вставляют пропущенный ъ или
ь знак. Знакомство с
пословицей в букваре: «Конец -
всему делу венец!». Чтение
букваря стр. 94 -95

Страница 30

30

Знакомим
ся с
парными
согласны
ми:
глухие,
звонкие
Знакомство с
парными
согласными:
глухие, звонкие
Чтение текста с доски.
Озаглавливание текста.
Определение количества
предложений, слов в каждом
предложении.
Работа со словом.
Звукобуквенный анализ слова,
составление схемы,
определение ударения.
Составлени е предложений с
этим словом с заданным
количеством слов.
Знакомство с глухими и
звонкими согласными
(парными).
Игровое упражнение «Измени
слово» - дети меняют слова,
меняя согласные: зуб -суб, суп и
т.д. Игра «Найди пару» - дети
находят парные согласные.
И гра «Мое имя» - подбирают
имена на звонкие и глухие
согласные.

Играем
со
словами
Закрепление
пройденного
материала
Игровые упражнения и игры со
словами: подбор однокоренных
слов, слов антонимов,
синонимов.
Игры на определение слогов в
словах, букв в сл овах, гласных
и согласных.
Подбор слов с определенной
буквой в начале, в конце,
середине слова.
Закрепле
ние
пройденн
ого
материал
а.
Игры по желанию детей
Закрепление навыков чтения
Итоговое
занятие с
родителя
ми

Страница 31

31




2. 4 . Особенности взаимодействия с семьѐй
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения
чтению невозможно без включения и активного участия родителей
дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует
ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах,
полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в
домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в
успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками
аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний. На
протяжении всей реализации содержания учебного материала программы
родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса:
они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения;
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы
является проведение занятия с присутствием родителей. Своеобразным
показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы
родителей о повышении интереса к обучению чтению.

Перспективный план работы с родителями

№ Форма работы Месяц
1 День открытых дверей Сентябрь
2 Оформление консультации для
родителей «Фонематический слух
– основа правильной речи»
Октябрь - Ноябрь
3 Оформление консультации для
родителей «Как превратить чтение
в удовольствие»
Февраль
4 Проведение занятий совместно с
родителями
Март - Апрель










Страница 32

32




3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально -техническое обеспечение реализации П рограммы
Материально -технические условия реализации программы
соответствуют:
 СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитани я»;
 правилам пожарной безопасности и электробезопасности;
 требованиям к охране жизни и здоровья воспитанников и охране труда
работников ДОУ;
 требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с
возрастом и индивидуальными особенностями развития д етей;
 требованиям ФГОС ДО к предметно – пространственной среде;
 требованиям к материально – техническому обеспечению программы.

3.2 . Методическое обеспечение программы
1. Крупенчук О.И.. Пальчиковые игры для детей. С.П.: Литера,2005
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.
3. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.
4. Жукова Н.С., Мас тюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия, М., 2003.
5. Ж укова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С. Жукова. – М.: Эксмо,
2007.














Страница 33

33



4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Краткая презентация программы
П рограмма разработана в соответствии с нормативно -правовыми
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
 приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
 правила оказания платных образовательных услуг, утвержденных
постановлением Правитель ства Российской Федерации от 15.09.2020 г. №
1441;
 указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;
 приказ Министерства Просвещения Российской федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (СП 2.4.3648 -20 ); СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного
санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
Предоставление дополнитель ных услуг позволяет более полно
удовлетворить образовательные потребности детей и их родителей (законных
представителей) ; оказывать поддержку и развитие способностей и талантов у
детей, основанных на принципах справедливости, всеобщности и
направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию
обучающихся.
Цель П рограммы: создать условия для подготов ки дошкольников к
обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков,
научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Страница 34

34

Задач и Программы :
 сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и
привить инте рес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
 способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;
 познакомить с новыми терминами (звук, гласный, согласный,
предложение, текст).
 развивать желание читать.
 воспитывать старательность, любовь к чтению.
Основные принципы обучения чтению
Процесс обучения чтению строится на общ их дидактических и
специфических принципах :
 принцип систематичности и последовательности : концентрическое
усвоение программы; организация и последовательная подача
материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному
обучения;
 принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение
изучаемых объектов и понятий способствует формированию более
полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
 принцип до ступности и посильности : реализуется в делении
изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям
последовательными блоками и частями, соответственно возрастным
особенностям и развитию речи;
 онтогенетический принцип (учет возрастных
особенностей обучаемых).
Планируемые результаты реализации программы:
 Умение достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из
слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место
звука в слове;
 соблюд ение орфоэпически х норм произношения;
 владе ние понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
 свободно е чтение слог ов и трѐхбуквенны х слов, плавно е чтение по
слогам;
 правильно е согласо ва ние слов в предложении;
 понима ние смысл а, прочитанного;
 составл ение предложени й с заданным словом, на заданную тему,
умение заканчивать предложение нужным по смыслу словом и т.п.;
 ориентиров ка на странице книги;
 правильно е использова ние предлог ов ;
 правильно е произно шение звук ов .



Страница 35

35




Лист внесения изменений и дополнений

п/п
Содержание изменений и дополнений Реквизиты
документа


Страница 36

36