cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«РЖД детский сад № 47 »


ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
______________ Е.П. Малаканова
Приказ № 100 -ОД от 31.08.2023 г.







Положение
об оказании логопедической помощи























г. Новоалтайск

Страница 2

1. Общие положения

1.1. Положение об оказании логопедической помощи (далее – Положение)
в частно м дошкольно м образовательно м учреждени и «РЖД детский сад № 47 »
(далее – Учреждение ), регламенти рует деятельность Учреждения , в части
оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной
речи и трудности в освоении ими образовательной программы дошкольного
образования (в том числе а даптированной ).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
 распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от
06.08.2020 № Р -75 «Об утверждении п римерного Положения об оказании
логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность »;
 приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020
№ 373 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного
образования ».
1.3. Задачами Учреждения по оказанию логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностик и с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
воспитанников;
- организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с
выявленными нарушениями речи;
- организация пропедевтическ ой логопедической работы с воспитанни ками
по предупреждению возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам
ор ганизации и содержания логопедической работы с воспитанниками.

2. Порядок оказания логопедической помощи в Учреждении

2.1. При оказании логопедической помощи Учреждением ведется
документация согласно приложению № 1 к настоящему Положению. Срок
хранения документов составляет три года с момента завершения оказания
логопедической помощи.
2.2. Колич ество штатных единиц учителей -логопедов определяется в
штатном расписании Учреждения, утвержденным приказом заведующего
Учреждением в соответствии с приказом Мин истерства просвещения
Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 .
2.3. Количество штатных единиц учителя -логопеда в штатном расписании
определяется из расчета 1 штатная единица на 6 -12 воспитанников, имеющих
заключение психолого -медико -педагогической комиссии (далее – ПМПК) с
рекомендациями об обучении по адаптированной образовательной программе
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного
заявления родителей (закон ных представителей) и (или) согласия родителей

Страница 3

(законных представителей) несовершеннолетних воспитанников (приложения №
2 и № 3 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год
(осень, весна), включая входное и контроль ное диагностические мероприятия,
продолжительностью не менее 1 5 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование
воспитанников по запросу родителе й (законных представителей), педагогических
работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения
устной речи и получающих логопедическую помощь, с целью составления или
уточнения плана коррекционной работы учителя -логопеда и другие вариант ы
диагностики, уточняющие речевой статус воспитанника.
По запросу педагогических работников возможна организация
внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников,
демонстрирующих признаки нарушений устной речи. В случае инициации
внеплановых диаг ностических мероприятий педагогическим работником, им
должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4 к
Положению) воспитанника, демонстрирующего признаки нарушений устной
речи, и оформлено обращение к учителю -логопеду. После получен ия обращения
учитель -логопед проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4
Положения.
2.6. Воспитанник и, нуждающи еся в получении логопедической помощи на
основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк, обследования
учителя -логопеда приказом заведующего Учреждения переводятся в группу
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(далее – группа компенсирующей направленности) с 1 сентября .
2.7. Логопедические занятия с воспитанниками в группе компенсирующей
направленности проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой
формах. Количество и периодичность индивидуальных и
групповых/подгрупповых занятий определяется учителем -логопедо м с учетом
выраженности речевого нарушения воспита нника, рекомендациями ПМПК, ППк,
а также утвержденным расписанием занятий на учебный год.
2.8. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом
режима работы Учреждения .
2.9. Содержание коррекц ионной работы с воспитанниками определяется
учителем -логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов
логопедической диагностики.
2.10. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с
учетом особых образовательных потребностей в оспитанников и состояния
здоровья и отвечающих санитарно -гигиеническим требованиям, предъявляемых
к данным помещениям (приложение № 5 к Положению).
2.11. В рабочее время учителя -логопеда из расчета 20 часов в неделю за
ставку заработной платы включается: непосредственно педагогическая работа с
воспитанниками (18 часов), а также другая педагогическая работа (методическая,
подготовительная, организационная) и иная, предусмотренная трудовыми
(должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (2 часа).

Страница 4

2.12. Консультативная деятельность учителя -логопеда заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей воспитанников при совместной работе всех участников
образовательного процесса (административных и педагогических работников
Учреждения , родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно -развивающей работы учителей -логопедов с воспитанниками.
Консультативная деятельность осуществляетс я через организацию
индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников Учреждения ,
оформление информационных стендов.

3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
до школьного образования

3.1. В группы компенсирующей направленности зачисляются
воспитанники с групп общеразвивающей направленности в соответствии с
Положением о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи .
3.2. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной образовательной программе дошкольного
образования занятия проводит учитель -логопед, прикрепленный к группе
компенсирующей направленности , определяется выраженностью речевого
нарушения, и требованиями адаптированной образовательной программы и
составляет не менее четырех логопедических заняти й в неделю (в форме
подгрупповых занятий) и трех индивидуальных занятий;
3. 3. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий для
воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной образовательной про грамме дошкольного
образования – не более 12 человек;
3. 4. Продолжите льность логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно -эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 4 -ти до 5 -ти лет – не более 20 мин;
для детей от 5 -ти до 6 -ти лет – не более 20 -25 мин;
для детей от 6 -ти до 7 -ми л ет – не бо лее 30 мин.

Страница 5

Приложение № 1

Документация Учреждения при оказании логопедической помощи

1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Список воспитанников, нуждающихся в получении логопедической
помощи.
3. Согласие и/или заявление родителей.
4. Расписание занятий учителя -логопеда.
5. Циклограмма рабочего времени.
6. Речевая карта.
7. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
8. Журнал учета консультативной работы учителя -логопеда.
9. Отчетная документация по результатам логопедическ ой работы
(количественный и качественный).

Страница 6

Приложение № 2
Заведующему
_________Е.П. Малаканова
«__» _______20__г.
от__________________________
__________________________
Ф.И.О. родителя (законного представителя)

Согласие родителя (законного представителя)
воспитанника на проведение логопедическо й диагностики ребенка

Я ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителя (закон ного представителя)

являясь родителем (законным представителем) _________________________
(нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается, дата рождения)

вы ражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.


«_____» __________ 20___г. /__________/ _____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Страница 7

Приложени е № 3
Заведующему
_________Е.П. Малаканова
«__» _______20__г.
от________________________
________________________
Ф.И.О. родителя (законного представителя)


Заявление
Я, ________________________________ _______________________________,
ФИО родителя (законного представителя)

являясь родителем (законным представителем) __________________________
(нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка, группа, в которой обучается, дата рождения)

Прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями психолого -медико -педагогической комиссии/психолого -
педагогического консилиума/ учителя -логопеда (нужное подчеркнуть)


«__ __» ___________ 20___г. /___________/ ________________________
(подпись) (расшифровка)

Страница 8

Приложение № 4

Педагогическая характеристика на воспитанника
(ФИО, дата рождения, группа)

Общие сведения:
- дата поступления в ДОУ;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в группе;
2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей
направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кр атковременного
пребывания и др.);
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка :
переход из одной образовательной организации в другую (причины), перевод в
состав другой группы, смена воспитателя (однократная, повторная),
межличностные конфликты в среде сверстников, конфликт семьи с
образовательной организацией, наличие частых, хронических заболеваний или
многократные пропуски и др.;
- состав семьи (перечислить с кем проживает ребенок – родственные
отношения и количество детей/взрослых) ;
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в
образовательной организации:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно -методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы,
название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требования программы -
достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения): фактически
отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная.
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к
обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная),
сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику
обижается, дает аффективную вспышку протеста, прек ращает деятельность,
фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается,
остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при
необходимости публичного ответа и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная,
не выявляетс я), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до
готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких
людей, пытаю щихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых)
родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с
логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
4. Получаемая коррекционно -развивающая, психолого -педагогическая
помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом –
указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).

Страница 9

Вывод об имеющихся признаках нарушений речи, являющихся причиной
обращения к учителю -логопеду.

Приложения к характери стике (табель посещаемости, копии рабочих
тетрадей и другое).


«___» ____________20___г. /_________________/ ________________________


Учитель -логопед, принявший обращение: ______________________________
(Ф.И.О)

Результат обращения: _______________________________________________

«____» ___________20___г. / ________________/ ________________________

Страница 10

Приложение № 5

Рекомендации по оснащению помещения для логопедических занятий

При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающими трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, необходимо предусматривать рабочую зону учителя -логопеда, зону
коррекционно -развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей з оне учителя -логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей;
рабочую зону учителя -логопеда рекомендуется оборудова ть рабочим местом,
канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно -развивающих занятий рекомендуется оборудовать
приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими
играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного прос транства
в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусмотреть
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное
на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих
возможностей детей.

Страница 11

Приложение № 6

Частное дошкольное образовательное учреждение
«РЖД детский сад № 47 »

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
_________ Е.П. Малаканова

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ -ЛОГОПЕДА
на 20__ - 20__ учебный год

№ Наименование работы Сроки
выполнения
Ответствен
ный
Раздел 1. Диагностическая работа


Раздел 2. Коррекционно -развивающая работа


Раздел 3. Профилактическая работа


Раздел 4. Консультативно -просветительская работа


Раздел 5. Организационно -методическая работа


Раздел 6. Исследовательско -аналитическая работа


Страница 12

Приложение № 7

Частное дошкольное образовательное учреждение
«РЖД детский сад № 47 »


Списочный состав воспитанников,
нуждающихся в получении логопедической помощи

№ ФИ воспитанника Дата
рождения
Группа Логопедическ
ое заключение
Рекоменда
ции
ПМПК/ПП
к
Примеча н
ие
(наличие
инвалидно
сти/обучен
ие на дому
и др.
Рекомендо
ван к
зачислени
ю,
поставлен
на очередь
1
2
3
4
5


Учитель -логопед _______________________/Ф.И.О/

Страница 13

Приложение № 8


УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
_________Е.П. Малаканова


РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ -ЛОГОПЕДА
на 20__ - 20 __ учебный год

понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
всего


Консультации: ____________________________________________
(указать дни недели и время)

Учитель -логопед ______________________________________/ФИО

Страница 14

Приложение № 9

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
_________Е.П. Малаканова


Циклограмма рабочего времени учителя -логопеда
в 20__ - 20__ учебном году


Время Понедельни
к
Вторник Среда Четверг Пятница






Учитель -логопед _______________________________/ФИО

Страница 15

Приложение № 10

Речевая карта воспитанника

ФИО:
Дата рождения: __________
Группа: ____________
Программа: ___________
Заключение ПМПК /ППк: № ______ от «___» __________ 20 ___года
Психолого -педагогическая помощь: получает/не получает

Результаты обследования:
Состояние моторики:
Моторика кистей рук
Артикуляционная моторика
Понимание обращенной речи:
Особенности коммуникативного взаимодействия:
Характеристика устной речи:
Связная речь
Лексический строй речи
Грамматический строй речи
Слоговая структура
Звуковое оформление речи
Фонематический слух
Звуко -буквенный, слоговой анализ и синтез
Интонационно мелодическая сторона речи

Заключение: кратко сформулировать заключение.
Рекомендации: сформулировать ряд рекомендаций, адресованных
воспитателю или семье.

«___» _________ 20___ года
Учитель -логопед _______________ ______/ФИО

Результаты коррекционной работы:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________
«____» ___ _______ 20 ___ года
Учитель -логопед _____________________/ФИО

Страница 16


Приложение № 11


Журнал учета консультативной работы учителя -логопеда

№ Дата
консультаци
и
Тема консультации Целевая
аудитория
Подпись
консультируем
ого
1
2

Страница 17

Приложение № 12

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
учителя -логопеда ______________________________(Ф .И .О .)
по результатам логопедической работы
за 20__ - 20 __ учебный год

Педагогический стаж: __________
Общий: _________
По специальности: __________
В данно м учреждении :_________
Категория: _________
1. Количество воспитанников, посещающих коррекционн о-логопедические
занятия в 20__ - 20 __ учебном году
2. Воспитанники, с которыми проводилась коррекционно -развивающая
работа с указанием вида основной образовательной программы и результа тов
обучения:
№ ФИО, дата
рождения, группа
Вид ООП Результаты обучения
(оставлен/отчислен/выбыл)
Если воспитанник отчислен,
указать достигнутый уровень
развития речи
(норма/значительное
улучшение/незначительное
улучшение



3. Использование ИКТ в работе (описание используемых программ) .
4. Участие в мероприятиях образовательной
организации/района/города/региона (дата/тип/тема/форма участия) .
5. Участие в работе методического объединения
6. Работа в информационном пространстве .
7. Курсы повышения квалификации (дата/тема/количество часов). Дата
последней аттестации/ категория .
8. Тема самообразования .
9. Проблемы, возникшие в учебном году, пути решения .
10. Перспективы, предложения по рассмотрению на методическом
объединении .
Учитель -лог опед ______________/ФИО/